Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Жители острова Хемсё. Пьесы. Приложения

Август Стриндберг

  • Аватар пользователя
    Аноним9 ноября 2016 г.

    Ящик с двойным дном вместо библии для безграмотных.

    Пьесы: Фрёкен Юлия. Кредиторы. Кто сильней. Пария. Самум. Перед смертью. Узы. Игра с огнём. Отец. 

    Долгое время театр был едва ли не единственным доступным развлечением. Не нужно было получать хорошее образование и воспитание, не обязательно было уметь читать, чтобы нарядившись в праздничную одежду, выйти в свет. «Библия для неграмотных» – так называл театр Август Стриндберг. Актеры лицедействовали, смыслы были очевидны, герои и злодеи четко обозначены, и каждый зритель мог на какое-то время забыть о себе и своих повседневных заботах. Большинство людей ходили в театр, чтобы отдыхать, веселиться, развлекаться, посмотреть на других и себя показать. Отсюда определенные ожидания публики, отсюда спрос на комедии, торжество фарса, отсюда упорное неприятие таких странных, непохожих ни на что другое пьес Августа Стриндберга, его новаторского подхода к театру, его претензий к зрителю, требовательности и безусловности.

    «Недавно упрекали мою драму Отец, что она слишком печальна…Претенциозно кричат о радости жизни, и директора театров заказывают фарсы, как если бы радость жизни заключалась в том, чтобы быть глупым и изображать людей, точно все они поражены пляской Св. Бита или идиотизмом. Я же вижу радость жизни в сильной, ожесточенной жизненной борьбе, и моя радость – в возможности узнать что-нибудь, научиться чему-нибудь».

    Дьявольски умный, язвительный, саркастичный, одновременно теоретик и практик, глубокий знаток человеческих душ (боже, какая избитая фраза, но ведь лучше и не скажешь!) Стриндбергу было мало просто развлекать народ. Ему было мало бросать обвинения, проповедовать морали или выжимать слезы у чувствительных девушек. Он хотел работы ума и сердца. «Я изобразил свои фигуры более неустойчивыми, разорванными, смешанными из старого и нового», он писал пьесы, в которых разбивал традиционные ценности, провоцировал своих зрителей на взрыв негодования, доводил до абсурда ссоры мужчин и женщин,  критиковал глупые правила этикета, уничтожал святые образы безгрешности и верности. Он творил революцию в театре. Его пьесы, словно бомбы замедленного действия, должны были подорвать основы закостенелого театрального мира,  изменив существующий порядок раз и навсегда.

    Пьесы, из второго тома собрания сочинений Стриндберга, я читала затаив дыхание. Сколько же силы в каждом произведении! Сколько боли и ненависти, какие глубокие страсти, какие зрелищные картины борьбы героев, внутренней и внешней. Я помню, что Август Стриндберг был трижды несчастливо женат, и, кстати, его женами были актрисы. Судя по всему, он использовал личный опыт, чтобы показать всю бессмысленность семейных ссор, едва ли не в каждой пьесе он разыгрывает противостояние двух соперников, и всегда истинным злом оказывается женщина. Я бы не стала называть писателя женоненавистником, даже не смотря на его «Супружеские идиллии». Он, скорее разоблачитель, попутно повергающих в шок окружающих. Каждая пьеса вызывала во мне желание спорить.  Начиная от внезапной любви/ненависти фрекен Юлии и заканчивая самоотверженной уплатой долгов «Отца».  Мне многое кажется неправдоподобно преувеличенным, драматург выискивает самые темные стороны натуры и выпячивает, навязывает, бросает в лицо читателю, что-то казалось мне не ясным, но в любом случае, ни разу Стриндберг не оставил меня равнодушным.

    Я никогда не была на реальных постановках по Стриндбергу, но даже так – на бумаге, я попала под магнетизм, очарование талантом автора. Его пьесы стремительны, его герои многозначны, его идеи заслуживают самого пристального внимания.


    "Я заметил, что людей новейшего времени больше всего интересует психологическое развитие, и нашим любознательным душам мало видеть одно происходящее, не зная, как оно происходит! Мы хотим видеть самые нити, видеть машину, исследовать ящик с двойным дном, взять волшебное кольцо, чтобы найти шов, заглянуть в карты, чтобы узнать, как они помечены..."

    Август Стриндберг
    Натуралистическая драма
    (Фрёкен Юлия)

    10
    137