Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним31 октября 2016 г.

    Поразительно. То, за что запиналась при первом подступе, спустя время стало тем, что не отпускало и заставило прочитать целиком всю книгу с поразительной скоростью и вовлечённостью.

    Гигантские отступления и рассуждения этического, эстетического и исторического характера знакомы каждому, кто открывал "Собор". Расслабиться и отдать себя на волю автора - всё, что остаётся сделать, чтобы получить удовольствие и проникнуться замыслом. Здесь от романтиков - и обращение к Средним векам в поисках идеала душевной красоты, и гиперболичность образов (Белинский о волне французской литературы 30х годов: "И что составляет главный характер этих произведений, не лишенных, впрочем, своего рода достоинств? — преувеличение, мелодрама, трескучие эффекты."). А такой подробный и обстоятельный род романтической литературы, постоянно переключающийся между объёмными бессюжетными рассуждениями и конкретными социальными конфликтами, требует терпения и готовности воспринимать.

    Что же заворожило меня настолько, что помогло погрузиться в повествование с головой и внимать каждому слову? Потрясающе проработаный исторический колорит. Вы знали, что имя каждого героя второго плана позаимствовано из реальных парижских хроник? А что о символике собственно собора рассказывал Гюго мистик-священнослужитель, который потом был признан чуть ли не еретиком? Сколько надо было изучить, чтобы создавать настолько чёткие образы из исторических событий, о которых читатель впервые слышит?


    И что сказал бы какой-нибудь причетник XIV века, увидев эту чудовищную желтую замазку, которой наши вандалы-архиепископы запачкали собор? Он вспомнил бы, что именно этой краской палач отмечал дома осужденных законом, он вспомнил бы отель Пти-Бурбон, в ознаменование измены коннетабля также вымазанный той самой желтой краской, которая, по словам Соваля, была "столь крепкой и доброкачественной, что еще более ста лет сохраняла свою свежесть". Причетник решил бы, что святой храм осквернен, и в ужасе бежал бы.

    И, конечно, юмор - выдержанный и этим очаровывающий.


    Так великолепное искусство, созданное вандалами, было убито академиками.

    Возможно, об этом ещё рано говорить, но, кажется, даже буду перечитывать. На этот раз - с картой Парижа в руках ;)

    11
    134