Рецензия на книгу
Fort comme la mort
Guy de Maupassant
Аноним31 октября 2016 г.Любить можно лишь раз! А влюбляться… сколько душа пожелает.
У каждого возраста свой Мопассан. Это в первую очередь относится к его позднему роману «Сильна как смерть».
Знаменитый салонный художник, очень талантливый, востребованный, знаток и ценитель женской красоты, любитель изящного стиля жизни, СТАРЕЕТ. Он с сожалением констатирует тот факт, что его « любовь становится привычкой больного, целебной повязкой на ранах души, а душа владеет теперь только одним крылом и уже не так высоко витает в идеальном. В сердце уже нет экстаза, у него эгоистические требования. И притом он очень хорошо чувствует, что нельзя терять времени, если хочешь насладиться тем, что еще осталось.
«Я стар. Все говорит за это: волосы, перемены в характере, тоска, которая находит на меня. Вот что до сих пор было мне незнакомо: тоска! Если бы мне в тридцать лет сказали, что настанет пора, когда я буду испытывать беспричинную грусть, беспокойство, недовольство всем, я не поверил бы этому. Это доказывает, что мое сердце тоже состарилось».Вместе с ним стареет и его Муза – любовь всей его жизни. - светская красавица графиня де Гильруа. Из души уходит чувство прекрасного, он не может найти новых тем. Все кажется в прошлом. Его сердце не реагирует на действительность. Все кажется обыденным, второстепенным, не достойным его внимания. И вдруг в один момент он вновь просыпается счастливым. Он снова влюблен … в дочь своей постаревшей Музы, точную копию той, в которую он был влюблен, которая служила ему источником вдохновения.
«Решительно, весна покрывает все новым лаком.
Как мало нужно, чтобы взволновать сердце мужчины, стареющего мужчины, у которого воспоминания переходят в сожаления!
Когда человек молод, он может любить издалека, в письмах, в мыслях, в восторженных мечтах – может быть, чувствуя, что жизнь впереди, может быть, и потому, что человек живет тогда не столько запросами сердца, сколько страстью.
Приятно быть или воображать себя молодым. Да, да, в этом вся сила! Когда уже не хочется бегать – конец!ХУДОЖНИК смотрел на ДОЧЬ МУЗЫ с восхищением, как смотрят на утреннюю зарю, как слушают музыку, и чувствовал приятную дрожь, когда она нагибалась, выпрямлялась, разом поднимала обе руки, чтобы привести в порядок прическу.
Она спутывала эпохи, даты, возрасты его сердца и, разжигая охладевшие чувства, незаметным для него образом смешивала вчерашний день с завтрашним, воспоминание с надеждой.
Развязка достойная великого знатока глубин и отмелей человеческой души, который умел проникать в глубины человеческих чувств.
181,1K