Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    LoevenSlouchier31 октября 2016 г.

    Выпал из жизни? Куда?

    "Посреди комнаты по-прежнему стояли ящики с его вещами. До сих пор он еще ни разу не включал телевизор."

    Книга для тех, кому кажется, что не включать телевизор - качественное изменение жизни.
    Эта книга о "обычном парне", который по неведомым причинам "выпадает" из мира. Эта книга о преодолении себя, победе над своими страхами и истинном предназначении. Ведь да?
    Сначала, как водится, о хорошем.

    • Качественные емкие описания. В некоторых сценах божественны. Оригинальные, незатертые метафоры, красивые рельефные персонажи. Все повествование выписано контрастными красками, одни персонажи оттеняют других.
    • Просчитанный сюжет. Все, как нужно - ружья, развешанные в начальных сценах, выстреливают, второстепенные персонажи появляются в нужное время, а сны сбываются. Рассчитано до мелочей - книга=часовой механизм, схлопывается по мере прочтения в руках.
    • Интересные отсылки к лондонскому метро. Герои носят имена станций метро, персонажи узнают о тайном смысле названий лондонских достопримечательностей. Для лондонца это, наверное, очень здорово. Для человека, который в Лондоне не был, не так здорово, но все же интересно.

    Как ни старалась, больше плюсов найти не смогла. Зато грустных вещей - хоть отб
    • Просчитанный сюжет. То, что является плюсом, оборачивается одним из самых страшных минусов. Сюжет предсказуем, симметричен и абсолютно не удивляет.
    • Рельефные персонажи. Да, персонажи красивые, но при этом абсолютно пустые. Картонки с нарисованными лицами. Кажется, будто ясно, что с ними происходит, но по факту, мы ничего не знаем о людях, участвующих в действиях. Каждого из персонажей можно описать двумя-тремя словами. "Девушка, обладающая силой", "Плут", "Неудачник, с добрым сердцем", "Злодей". Персонажи, буквально держат эти таблички в руках и, при каждом удобном случае, размахивают ими направо и налево. Мы ничего не знаем об их истории, потому после прочтения остается больше вопросов, чем ответов.
    в.

  • Почему у Двери такое странное имя?
    Почему именно у ее семьи такой дар?
    Чем занимаются люди в Нижнем мире, помимо того, что жарят кошек на кострах?
    Кто такой Маркиз?
    Да, даже банально - кем работает Ричард, какое у него образование, есть ли у него семья и важна ли она ему?
    Персонажи выписаны в отрыве от своего прошлого, так, словно то, что с ними происходило до этого - абсо
    • Скудные описания. Во многих сценах описания откровенно провальные. Особенно описания эмоций и переживаний.
    реживаний.
    • Он уходил в кабинет и блокировал все связи до тех пор, пока не закончит надиктовывать.
    • Тогда начнем с кабинета.
    • Но я там уже искала. Честное слово. Я все обшарила еще тогда, когда... убирала тело... - она заплакала, тяжело и надрывно, словно рыдания прорвались из самой глубины души.

      Чувствуете боль героини? Нет? Странно... Ладно, другой отрывок. Более чувственный.

    Более чувственный.


    Мистер Вандемар схватил Ричарда за левую руку и, вывернув мизинец, сломал его. Ричард вскрикнул.

    Я не шучу. На этом описание сцены за

    • Пустой, картонный, абсолютно не продуманный мир. "Есть страшное место, но я тебе про него скажу." "Тут очень важно, но тебе это знать не нужно." "Тебе не следует знать о таких вещах." Гейман всю дорогу кормит читателями наметками "важных" фактов, историй, событий, но так ничего не рассказывает о них. Мир остается пустым и наметочным.
    ается пустым и наметочным.
    Добавляем к этому стиль автора, который скачет от нарочито-пафосного ("они ушли в закат") до наигранно-ироничного, и сам собой напрашивается обидный вывод - вся книга - стеб от начала и до конца.
    Большая красивая пародия на фентези. Гротескные персонажи, простая сюжетная линия, ироничное отношением самого автора к персонажам - все свидетельствует о том, что сам Гейман относился к этой книге не как к серьезному произведению.
    Немного отходя от плюсов и минусов.
    Больше всего понравилась сцена с испытанием Ричарда. Выписана интересно, и был посыл на интересный поворот сюжета. Но эта же сцена принесла самое большое разочарование, в связи с тем, что повествование вернулось в прежнюю колею.
    Самая колоритная парочка за всю историю - Круп и Вандемар. Все за счет того, что они пустые, как надувные куклы, но зато яркие и красивые. Они украшают повествование, оттеняя других персонажей, но сами по себе, особой смысловой нагрузки не несут. Жаль.
    Порадовала жестокость в книге. Здесь люди умирают, и с ними случаются плохие вещи. Это здорово. Правда все компенсируется ожидаемой концовкой.
    Немного о психологии.
    Нужно же иногда смотреть глубже? Посмотрим глубже.
    Верхний Лондон - социальные правила, стандарты, нормы. Правильная, ровная, симметричная жизнь. Метафоры - так говорит сам Гейман.
    Нижний Лондон - жизнь неприглядная, дурно пахнущая, сохраняющая прошлое, путающая времена, способная обойтись без слов.
    Очевидно - Сознание (Верхний Лондон) и Бессознательное (Нижний). И бедный Ричард, который отправляется внутрь себя, чтобы найти в себе силу и уверенность.
    При таком раскладе, остальные персонажи - части его личности. Если вглядеться в повествование, то без труда можно заметить - Ричард занимает позицию наблюдателя на протяжении всей книги. Он не делает вообще ничего. Не принимает решений - они принимаются за него, не выбирает пути - просто следует за спутниками, не ставит целей.
    Если мы принимаем за истину (хотя бы относительную), что Ричард исследует свой внутренний мир, а персонажи - это части его личности, то сюжет становится осмысленным и наполненным.
    Молодой человек, понимает, что нужно что-то менять в своей жизни. Он в процессе исследования себя сталкивается со своим внутренним ребенком (леди Дверь), с аутоагрессией (Круп и Вандемар), старающейся этого ребенка подавить и вообще затормозить процесс, со своими травмами, с инстинктами (Лондонский Зверь), и возможно, даже с Богом-Отцом (Ис
    • Города, мистер Вандерман, очень похожи на людей, - торжественно объявил мистер Круп. - Мало кто знает, что таится глубоко внутри.

      Внутренний мир Ричарда запущен и брошен. Он сам чувствует себя чужим в нем. Ему сложно принять самого себя таким, какой он есть. И постепенно, медленно, через боль и слезы, он приходит к принятию себя, осознанию своих истинных целей.

    бя, осознанию своих истинных целей.
    И все же вопрос остается в силе. Выпавший из жизни. Куда?
    Куда выпадает Ричард?
    Почему в итоге, он выбирает свой внутренний мир, или, даже, отступая от психологии, Нижний Лондон?
    Почему он сбегает от своей жизни?
    Чего ему хочется? Осознает ли он сам, что ему нужно? Чем он будет заниматься в Нижнем мире?
    Эта история - рассказ о попытке человека сбежать от повседневной рутины. Сложность в том, что куда бы ты не поехал, везде берешь с собой себя. Автор так и не предлагает решения поставленной проблемы, и герои остаются в подвешенном состоянии.
    Итоги
    Сама по себе книга неплоха. Даже, хороша. На 4 из 5.
    Но ожидания испортили все впечатление от книги. Ожидалось что-то глубокое, психологичное, переживательное, эмоциональное. Получилось красиво, броско, ярко, но пустовато.
    Так что читать можно и нужно, но ждать великих смыслов не стоит.

7
28