Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним27 октября 2016 г.Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?Нет, согласитесь. Париж Ремарка накануне Второй мировой - далеко не самое худшее место для жизни. Человек дельный и разумный найдет как там прожить. Даже если он - беженец без виз и документов, любитель кальвадоса и русской водки, хирург от бога, не имеющий права законно практиковать, человек, не видящий не собственного будущего и не верящий в будущее мира.
Ремарк совершенно гениально описал этот последний год мира в Европе. Год, на пороге одной из самых страшных войн в истории человечества. В воздухе уже повисла угроза, люди фактически находятся на палубе тонущего корабля, но... закрывают на это глаза, изо всех сил отрицая очевидные факты - неизбежность войны и неуклонность изменения мира. И что самое удивительное, не верят в войну почему-то именно французы. Может быть, правду говорят, что дома и стены лечат. И французы, окруженные привычным домашним уютом и обыденной рутиной, не хотят верить в близкую катастрофу. А вот беженцы, которым уже довелось как минимум один раз лишиться дома, люди, без денег и документов, каждой порой чувствуют наступление беды. Но у них нет ни денег, ни документом чтобы перед ней укрыться.
Честно говоря, любовная история Равика и Жоан для меня была фоном безжалостно хватающей за живое обыденности этого обреченного мира. И Равик. Бесспорно, ярчайший образец человека, потерявшего себя. Его жизнь проходит по замкнутому кругу - больница-отель-кабак. У него нет будущего, только настоящее и воспоминания, которые оно изо всех сил подавляет, но которые то и дело прорываются наружу из потайных уголков памяти, чтобы снова и снова напоминать Равику о пережитых трагедиях. И самое страшное, что Равик ничего не делает, чтобы вырваться из этого порочного круга. Он согласен с этой временностью, с жизнью на чемоданах, с отсуствием стабильности. Он научился так жить, вернее, не жить, а функционировать в этой реальности. И несмотря на весь свой цинизм, мне он кажется идеалистом до мозга костей. И даже его желание отомстить Хааке, помимо всех моральных диллем, тоже желание идеалиста.
А Жоан... Жоан на первый взгляд - беспомощный ребенок, потерпевший, из последних сил ухватившийся за обломок тонущего корабля... Но это лишь иллюзия. Она сильная, в основе ее жизни - первобытные инстинкты. И так, как ты не будешь обвинять цветок, который тянется за солнцем, ты не будешь обвинять Жоан, что она использует мужчин, играет их чувствами и греется в свете, который излучают их глаза, жадно смотрящие на нее, что она ище лучшей жизни.
И любовь Равика и Жоан - ни к месту и ни ко времене. Если бы в другое время и в другом месте встретились эти двое, если бы не случайное стечение обстоятельств и обильные порции кальвадоса... Меня их связь мучила не меньше, наверное, чем их самих. Эти разговоры о любви, заранее обреченные, это нерациональное поведение... Это не красивая история любви, где из под платья возлюбленной блестят хрустальные туфельки от доброй феи. Это скорее ирония судьбы, ее цинишная шутка. Ну а финал... Несмотря на весь трагизм, мне было больше жаль Кэт, чем Жоан.
Мне кажется, что "Триумфальная арка" Ремарка - это одна из тех книг, которые на все времена. Пронзительная, кричащая, выворачивающая душу на изнанку. Очень, очень советую.
26136