Рецензия на книгу
Культ
Константин Образцов
Аноним21 октября 2016 г.Я только что закончила читать эту книгу и нахожусь в глубоких раздумьях. У меня есть вопрос. Даже два.
Первый - какого, собственно, черта, я продолжаю покупать и читать Образцова, который не похож на себя прежнего, в которого я буквально влюбилась после "Красных цепей"?
Второй - откуда у меня эта 100% уверенность в том, что если выйдет новая книга (а я почему-то очень уверена в том, что она обязательно выйдет), то я куплю и её.
Это не риторические вопросы, они не для красоты и усиления текста, я действительно пытаюсь понять, что продолжает привлекать меня в серии, которая со всей очевидностью превратилась в просчитанный и выверенный коммерческий продукт.
Это не "Красные цепи". Честно говоря, на них даже и "Молот ведьм" был совсем не похож, тогда чтение было больше похоже на попытку закрыть глаза и снова вернуться в страшный, но захватывающий сон. Если "Цепи" были творческим экспериментом, то все остальное смахивает на работу под конкретный заказ (и сжатые сроки) издательства. И слова "интеллектуальный триллер" к этим книгам относятся так же мало, как "Муму" Тургенева к жанру хоррора.Это действительно триллер. Хороший, с грамотно организованным сюжетом и мизансценами, посоленный и поперченный ровно там, где нужно и в нужном количестве. Тут - кровь, тут - секс, тут - мистика, тут - намёк на инцест (для омерзения), а вот тут - концовка в стиле экшн. Но соль в том, что интеллектуального бэкгрануда для прочтения этой книги как раз не требуется. Она действительно очень хорошо прописана "как по нотам", читать её... удобно! как удобно одеть любимые старые тапочки. Но она не заставляет напрягать интеллект и воображение. Она не вызывает ощущения полного погружения и флэшбеков после того. как закрывается последняя страница. Да, хочется продолжения, но это чувство сродни тому, которое вызывает макдаковский фастфуд. Сколько ни пей колы, все равно еще хочется.
Здесь нет ни мрачного Гронского с его библиотечными изысканиями, ни даже опасного Каля с его историческими отсылками. Здесь очень много зарисовок из жизни коррумпированной насквозь власти провинциального городка, жизни такой же насквозь провинциальной школы и мира современной молодёжи, в котором порно, компьютерные игры и социальная сеть в неограниченных количествах. Даже мистическое и древнее потустороннее зло, преломляясь сквозь призму будничной пошлости нашего общества, которая выписана тут до малейших деталей, становится от этого не более реальным, а каким-то гротескным и фанерным, не страшнее чучела на огороде. Да! Действительно! Леденящего ужаса и напряжения читая "Культ" я не испытала ни разу. Гораздо чаще приходила брезгливость и желание передернуть плечами после знакомства с нравами города Северосумска. Я хочу сказать, что возможно Константину Образцову стоит всерьёз задуматься о переквалификации из мистиков в бытописатели - его текст препарирует реальность, как острый нож разрезает брюхо объевшегося мертвечины сома. И это хорошо, потому что реалистично.
Хотя, сюжет, бесспорно, цепляет, надо отдать автору должное, но лично я при чтении уже понимаю, какие именно триггеры использованы для того, чтобы захватить моё внимание. И мне неохота возвращаться и повторно проглатывать целые абзацы, наслаждаясь описаниями мрачной атмосферы, которая буквально явственно окружала меня при чтении "Цепей".
Если в 2014-м году, я не могла сравнить Константина Образцова ни с кем из ранее прочитанных авторов, и это придавало ему и книге еще больше очарования, то в 2016 я могу точно сказать, что его стиль - нечто среднее между Александром Варго и Наилем Измайловым с его бессмертным "Убыром".
Но классификация убивает обаяние.
Правда, едва ли не в большей степени убивает его излишняя рефлексия. Какая в сущности разница, если желание читать все равно остаётся. Так что все написанное - не укор автору.
Просто я скучаю по Петербургу "Красных цепей" и по своему литературному открытию двухлетней давности.14303