Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
Аноним21 октября 2016 г.Принцессе здесь не место
То, что книга тяжелая и спорная, я знала, но что настолько тяжелая? И ведь нет, не потому, что все описываемое ужасно, не из-за сочувствия к главной героине, а из-за праведного негодования, которое испытываешь почти непрерывно.
С главной героиней, Эстер, мы сталкиваемся в облаке дурманящего успеха. Отличница и умница, она выиграла конкурс эссе и вместе с другими счастливицами окунулась в Нью-Йорк, полный вечеринок. Казалось бы, вот так удача, но Эстер теряется. Постепенно ее начинают посещать вопросы – зачем, ради чего, что дальше. Стоит ли жить, как все, или пойти своим путем. Если да, то каким? Имеет ли это хоть какой-нибудь смысл, если, образно говоря, мы все умрем? Постепенно Эстер скатывается в депрессию – не может не то что писать и читать, но даже есть и спать. И начинает подумывать о самоубийстве. И даже пробует разные способы, только ничего у нее получается. В конце концов ее отправляют в лечебницу, где она пытается примириться с собой.
Суицид – тема во все времена сложная. У меня она вызывает резкое неприятие и презрение. Не спорю, есть случаи (ну очень редкие), когда подобное можно, скажем так, понять и простить. Но когда речь заходит об изнеженных барышнях типа Эстер, мир которых зациклен на самое себя и ни на что больше, очень хочется предложить ей не лечебницы там всякие, которые ей все равно почти не помогают, а более действенные методы: отметелить как следует и отправить в боевую точку волонтером, раз уж жить не хочется. Отметелить необходимо, потому что иначе не послушает – возьмет очередной флакон снотворного, забьется в какую-нибудь дыру и будет хныкать, что боится умирать.
Да, такая вот она, Эстер, слабовольная, не желающая жить, отталкивающая от себя всех, кто пытается о ней позаботиться, ни на минуту не задумывающаяся о том, сколько проблем и боли она причиняет этим людям, но при этом сама боящаяся боли и неспособная свести счеты с жизнью. Она сваливает это все на инстинкты самосохранения – тело, мол, загнало ее в ловушку. Жалкая ложь, не в теле дело. Чувствовала бы настоящую необходимость – сделала бы. Но Эстер просто трусиха и неженка, неспособная определить свой путь и пройти по нему, и потому съехавшая на дорогу более простую – помешательство и суицид типа «вроде пытаюсь». Суицид, в общем, от ничегонеделанья. Примечательно, что это понимали и пытались занять ее, но принцессе все не так. Слишком сложно.
В общем, почти всю книгу Эстер порядочно выводит из себя. Все перед ней расстилаются, а она в ответ плюет в лицо и продолжает думать думу о себе. Выглядит это довольно-таки мерзко. Терпение окружающих ее людей поражает.
К сожалению, книга дает не особо благостный посыл. Стоит подумать, что кое-кто из людей в тяжелой депрессии внутренне таков же, как главная героиня, и сочувствие и желание помочь стремительно убывают.
Пользу от книги увидела только одну – почитать в период депрессии, увидеть, что за дерьмовую размазню ты, вероятно, собой представляешь, и встать на ноги, постоянно напоминая себе: «Не будь как Эстер». В целом же не зацепило вовсе, а прицепленный статус классической книги могу объяснить только тем, что роман довольно блекло, но все же выявляет социальную проблему — у изнеженных и натаскиваемых на великие подвиги деток впоследствии от пресыщенности плохо с душевной организацией и приспособленностью к сколько-нибудь суровой реальности.
38711