Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
Аноним17 октября 2016 г.Почему-то так и хочется сказать - desperate times, desperate measures. Всё, что делали герои, всё ассоциировалось именно с этим словом. Desperate.
Конечно, когда открываешь роман, заранее знаешь, когда он был написан и ждёшь от него особого стиля, диалогов, экспрессии. Понимаешь, что это не те же самые герои, что герои писателей середины 20го века, само собой разумеется, и не близко к героям сегодняшних произведений. Но мой Бог, как же много драмы! Ей приходилось буквально давиться на протяжении всего романа. Заламывание рук по поводу и без, гипертрофированные эмоции в ответ на абсолютно что угодно. От этого буквально становилось плохо и читать дальше не хотелось. Главные герои - буквально один другого "краше", и под "краше" имеется в виду "глупее". Сорель понятия не имеет, чего хочет от жизни и сменяет такое количество лиц и масок, сколько, возможно, у женщин того времени не было нарядов. Он не эволюционирует, нет. Он мечется, не осознавая, с какой целью живёт. Сначала страдает от жестокости в семье и бедности, но как только получает уважение в "новой семье", работу, достаток и адекватную обстановку, - немедленно начинает осуждать людей, благодаря которым всё это появилось в его жизни. Влюбляется, но сначала понятия не имеет, что влюбился. А стоит ему это осознать, он тут же разрывается еще на несколько людей внутри себя, драматизирует каждый взгляд, слово, тон, поворот головы. И чем дальше читаешь - тем хуже. Герой не развивается, он мучает сам себя, пожирает своё нутро собственной же агрессией и доводит в итоге себя в самом прямом смысле этого слова до безумия, пусть и не самого явного. Всё, что он делает, - всё это desperate. Попытки скрыть себя от самого себя, попытки скрыть своё предательство от человека, который дал ему кров, попытки сбежать от содеянного и от собственного мира.
Женские персонажи, впрочем, ничем не лучше. Они вызывают раздражение своей глупостью и поведением. Как автору удалось всех прописать такими невыносимыми? Ни одна женщина ни в одном романе Дюма, например, не вызывала такого отторжения.
Знаю, что у "Красного и чёрного" много ценителей, но мне книга видится переоценённой. Я её читала урывками буквально от злости, потому что хотелось поскорее закончить. И вовсе не для того, чтобы узнать, чем кончилось.585