Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лунные пряхи

Мэри Стюарт

  • Аватар пользователя
    Аноним17 октября 2016 г.

    Джеймс Бонд в нижней юбке

    Ох, эти рекомендации! «Почитай, тебе обязательно понравится!» Кто может знать меня лучше меня самой? Однако читаю М.Стюарт, ничего поначалу об авторе не зная. Сначала решила почему-то, что это псевдоним какой-нибудь современной российской писательницы. Причём совершила две попытки полюбить так настойчиво рекомендованного автора – не вышло. Дурная всё же привычка наступать на одни и те же грабли. Зато на основании двух книг выявилась определённая закономерность, схематичность. Молодая девушка приезжает в незнакомое и довольно экзотическое место, желательно остров, откуда не так просто взять и уехать в одночасье; сходу, обычно в первый же день, попадает в историю, да в не какую-нибудь, а весьма остросюжетную, тут же становится главным действующим лицом этой самой истории, из которой с честью выпутывается, да ещё и другим помогает.
    «Лунные пряхи» точно укладываются в эту схему, не знаю, как остальные произведения из 12-томного собрания сочинений. Молодая девушка Никола Феррис приезжает на Крит, ещё не ставший модным и шумным курортом, причём выбирает маленькую и обособленную деревушку в ожидании тишины и спокойствия, а также собственной кузины, которая тоже должна приехать туда.
    Время действия определяется по некоторым приметам в тексте. Так, подвозивший героиню американец был одет «в светло-серые спортивные брюки, оранжевую рубашку навыпуск и широкополую матерчатую шляпу», единственный телефон есть в единственной гостинице, а наша Никола бесстрашно пожертвует в одном из эпизодов свою нижнюю юбку. При упоминании патефона я отнесла действие куда-то к началу 20-го века, а книга написана в 1962 году.
    Уже во второй главе (а они маленькие) происходит невероятное, потому что Никола была уверена, что на Крите она в полной безопасности, а греки очень уважают и любят приезжих. Она ещё не успела добраться до гостиницы, как вдруг:


    «В какую-то долю секунды все вдруг представилось ясным и понятным. Сама тому еще не веря, я осознала: случилось невозможное и мне грозит опасность. Я увидела его темные глаза, злобные и в то же время настороженные. А в руке он сжимал — что было совсем уж невероятным — острый нож».

    Язык вы тоже чувствуете? Это так странно, когда опасность описывается так… благопристойно.
    Дальше Никола оказывается в самом центре событий, к которым никакого отношения не имела, однако её полнейшее бесстрашие, которым наградила её писательница, вовлекает её со страшной силой в какой-то водоворот. И вот должно бы быть страшно и за неё, и за тех людей, которые вдруг за сутки-двое успели стать ей близкими, а не страшно, нет. И не веришь во все эти подвиги, которые проделывает героиня, как будто прошедшая спецподготовку. Нет, она не палит из пистолета, не бросает противника ловко через бедро, не метает ножи. Наоборот, она вроде бы всё время боится, но тем не менее идёт ночью куда-то в совершенно незнакомое место, где, знает, может быть убит человек. Или могут убить её саму. Не верю я в это. Не верю, что можно по мокрому пятну на стене определить (ночью!), что это кровь. Сколько её должно быть? А уж финальные сцены, где Никола плывёт ночью в открытое море, а потом спасается от гарпуна!
    Кстати, книгу экранизировали в далёком 1964 году, причём студия Walt Disney, и это очень подходящая компания для такого текста.
    В целом получилась история, где героиня внезапно становится таким благопристойным Джеймсом Бондом, где можно встретить выражение «её глаза заблестели» (нет, не от слёз).
    Что здесь по-настоящему хорошо, так это описания того самого Крита, его Белых гор, бухт и моря. Как раз атмосфера места передана очень удачно, за что и хочется лишний плюсик добавить. Но и тут наша Никола иногда блещет довольно странными знаниями, например, латинскими названиями цветов и растений, хотя сама она вовсе не биолог.
    Ах да, ещё пересказ мифической истории о лунных пряхах, которые прядут лучи лунного света, тоже удался. Он действительно красив, и поэтичен, и весьма уместен, в отличие от некоторых сюжетных поворотов и нюансов в поведении героев.
    Ну, а романтическая история, за которые многие хвалят М.Стюарт, тоже есть. В таком же духе. Вроде бы из ничего. Из лунного света. Ни поцелуев, ни объятий, ни объяснений, ни признаний, но в финале:


    "Она протянула руку, Марк запрыгнул на скалу и помог ей подняться на ноги.

    — Благодарю тебя, Персей. Итак, Никола, значит, это и есть твой Марк?

    — Ну да, — ответила я».

    8
    413