Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    Аноним16 октября 2016 г.

    Девушка. Татуировка. И дракон.

    Предупреждение! Роман состоит из 600 с лишним страниц, следовательно, мои впечатления составили довольно «толстый» объем.

    А еще Микаэль Блумквист а.к.а Чертов Калле Блумквист, Хенрик и Харриет Вангер, Эрика Бергер, Третья Книга Моисеева, еврейские имена, невероятно холодный Хедестад и, конечно, неизвестное количество выпитого кофе и съеденных бутербродов. Если Вы думаете, что это всё, то ошибаетесь. Стиг Ларссон (в жизни бывший, в первую очередь, журналистом), точно Эдгар Дж. Гувер, имел досье на каждого своего героя. Естественно, можно считать, что у очередного героя романа был свой прототип, но в такие подробности я не вдавался. Хотя это действительно поражало, когда я в очередной раз знакомился с новым персонажем, а вместе с ним выдавалась краткая, но дотошная биография в придачу. Неужели реинкарнация самого Льва Николаевича, можно подумать. Кроме шуток.

    Авось в наш век информационного потока кто-нибудь да не знает, что оригинальное название книги - «Мужчины, которые ненавидят женщин». И название вполне раскрывается в излагаемом сюжете. Истинный журналист с чувством справедливости объединяет свои усилия с виртуозным хакером в деле расследования, разгадка которого не выяснена за 40 лет. Возникнет вполне адекватная мысль: ну, зачем им двоим идти дальше в лес, если не видно нужной тропы? Изверга, в любом случае, нужно обнаружить и остановить. Наверное, если бы женщин самой древней профессии убивали по какой-то обычной причине, не было бы ничего и резонансного. Но если при убийствах проявляются явный почерк жестокого садизма и элемент ужасающих издевательств, то жди неподдельного возмущения и тотального удивления. Естественно, это печально, что каждый год столько женщин (будь это проститутки или обычные женщины) подвергается насилию разного характера. В самом деле, где это бы мужчин насиловали женщины? Так что обратите внимание на любопытную статистику, приведенную Стигом Ларссоном перед началом каждой новой части романа.

    Не стоит недооценивать двух главных героев. Микаэль Блумквист - типичный дамский угодник, не водит автомобиль, разведен, потому что однажды поддался порыву страсти и изменил своей супруге со своей «вечной подругой» Эрикой Бергер. Лисбет Саландер - откровенный социопат, но не мизантроп, предпочитает экстравагантный внешний облик и никогда не улыбается (выдавливая только фирменные кривые ухмылки). Смекаете? Типичный среднестатистический гражданин скривил бы свое лицо, узнав такое «досье» на наших героев. И что же это? Конечно, стереотипы. Как мне кажется (а что я так уверен, что только мне так кажется?), кроме основной темы насилия над женщинами шведский писатель-журналист преподнес тему борьбы со стереотипами. В первую минуту можно представлять Лисбет Саландер настоящей психичкой, но уже минут через пять она и глазом не моргнет, спасая жизнь этому человеку. Микаэль же Блумквист довольно проницательный человек и готовый всегда сделать чуть ли не всё ради друзей. Два вроде бы непохожих друг на друга и в то же время таких близких друг к другу человека сумели познакомиться и подружиться.

    Стоит отметить и один интересный нюанс в отношениях этих двоих. Во многих моментах (также во втором и третьем романах трилогии «Миллениум») Лисбет Саландер непостижимым образом брала на себя роль мужчины, в то время как Микаэль Блумквист получал роль бедной женщины, которую необходимо спасать. До боли удачную шутку даже обнаружил про этот факт - мол, Дэниел Крейг в фильме Дэвида Финчера искусно исполнял роль девушки Бонда (понимаете, о чем я, ведь так?).
    Безусловно, про Лисбет Саландер можно рассуждать много и долго. Скорее всего, охотно. Это реально уникальный персонаж, с которым хотелось бы себя отождествлять, с которым хотелось бы поговорить, за которого беспокоишься больше всех остальных. Лисбет Саландер - локомотив всей истории. Она забирает без остатка всю вашу симпатию. И это у неё чертовски отлично получается, как получается классно собирать любую информацию, которую только можно найти в виртуальной сети. Не думайте, что в «Девушке с татуировкой дракона» вы сможете узнать всю Лисбет. В «Девушке, которая играла с огнем» и в «Девушке, которая взрывала воздушные замки» она предстанет в еще большей красе (во всех смыслах, ребята). Хотя преимущество все-таки останется у первого романа, когда читатель впервые встречает этого целостного и магнетического персонажа на страницах книги. Прямо Шерлок Холмс или Холден Колфилд.

    Я люблю эту книгу, потому что она долгая (600 с лишним страниц). Я люблю эту книгу, потому что она так дает мне разогнаться при чтении, что невольно приходится усмирять себя и не «проглатывать» страницу за страницей за один Божий день. Я люблю эту книгу, потому что удачно и привлекательно стыкуются детектив с триллером. Я люблю эту книгу, потому что именно она послужила источником для замечательного фильма Дэвида Финчера, идеально для меня создавшего фирменную атмосферу тревоги, мрачности и загадок. Я люблю эту книгу, потому что Стиг Ларссон ни разу не перебарщивает ни в одном месте (будь то сексуальные сцены или обсуждение деловых вопросов). Я люблю эту книгу, потому что в сонме бесчисленных бестселлеров она по праву может считаться интеллектуальным и увлекающим произведением, без сомнений претендующем на культовый статус. Наверное, со времен Томаса Харриса с его знаменитым циклом о Ганнибале Лектере я не читал ничего подобного.

    Помните, Лисбет Саландер - это женщина, ненавидящая мужчин, которые ненавидят женщин.

    Естественно, к чтению рекомендую. Уделив по полчаса в день, без проблем можно будет освоить весь материал. Чего и желаю, други!

    3
    93