Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Аноним15 октября 2016 г.КОГДА ИМЕЕШЬ ДВЕ ДУШИ...
Ich bin ein Teil von jener Kraft, die stets das Böse will und stets das Gute schafft
Goethe "Faust"Глядя на судьбу бедной Маргариты, этого не скажешь.Что вечно совершает благо. А меня в девичестве, когда читала Фауста, главным образом любовный аспект интересовал. То есть, вот был, Фауст. И был он человек неплохой. Можно сказать - хороший. Редкий умница, замкнулся в башне из слоновой кости, проводил исследования, открытия всякие совершал, все на благо людей. Прометеева работа. А люди, как были тупыми в массе, неблагодарными тварями, неспособными оценить и не желающими меняться к лучшему, так ими и остались.
"Он эту искру разумом зовет и с этой искрой скот скотом живет".И доктор агностик. очевидно. То есть, не вполне упертый атеист - вторжение Божьей благодати в свою жизнь распознать способен, как с благовестом и не случившимся самоубийством. Но по зрелом размышлении отнесет к совпадениям. А собачка, что же? Тот черный пудель, которого случилось взять домой, обернувшийся Мефистофелем? Ну, значит есть Бог, раз есть противостоящая ему сила. Что с того?
Да не так ведь все просто. Когда две в тебе души и одна тянется к земному. а другая уносится в горние выси. Когда душу ты готов прозакладывать за то. чтобы наощущать-наиспытывать того, что не дано человеку.
"О, если б плащ волшебный взяв, Я улетал куда угодно, Мне царских мантий и держав милей был этот плащ походный".Что ж сидел тогда сиднем в своей башне из слоновой кости? Ну, во-первых не сидел. Когда чума свирепствовала, лечил людей, за то и любят его. А во-вторых: так много дел, так мало времени. Либо наукой занимайся, либо взаимодействуй с реальной жизнью.
Мефистофель предлагает взаимодействие. Кормит вторую душу. И не вина, а беда Гретхен, что на старте совместных экзерсисорв этих двоих попалась Фаусту на глаза. Эта ужасная цепь совпадений: невольное убийство матери, падение, смерть брата от руки любовника, бегство последнего и как дальше? История Маргариты, такая душераздирающе горькая и больная, что на какое-то время инстинкт самосохранения отключает от нее. Только представить, что могла чувствовать эта девушка, мир которой разрушен ее любовью.
Все опорные точки. весь каркас, все якоря и маяки смяты-снесены безжалостным вихрем. Она не авантюристка и не расчетливая кокетка, и далеко не ума палата. Просто маленькая милая бюргерша, с которой скверно обошелся возлюбленный: попользовался и бросил брюхатой. Чтобы устремиться навстечу новым ощущениям. Что должна чувствовать, как выживать, опозоренная; своими руками (так должна думать), уничтожившая свои мир. И этот младенец. Сколько горя принес, находясь во чреве. И невозможность избавиться, какая уж тут святая материнская любовь, откуда ей взяться.
Помните Фриду из "Мастера и Маргатиты"? У Булгакова голос свыше: "Спасена", делегирован Маргарите и это так же не нравится Воланду, как не понравилось Божественной вмешательство в судьбу маленькой детоубийцы Мефистофелю. А я, может за то и люблю гетевского Фауста, что, впервые на моей памяти, человек, совершивший роковую ошибку и тяжкое с точки зрения человеческих законов, норм и правил преступление, получает право на прощение.
Что до второй части, со всеми Прекрасными Еленами, императорами и разным прочим шведом - не помню. Помню, что строили Плотину в финале. И Мефистофель радовался, как ловко он обманул ослепшего Фауста, но и тут не обрыбилось мятежному духу. А потому что Фауст многое делал для людей, которые (см. первый абзац), а все же люди как люди. И сострадание иногда стучится в их сердца.
Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете "Фауст"7140