Рецензия на книгу
The Double
José Saramago
buldakowoleg1 октября 2016 г.Жуть какая(
Последняя треть произведения и финал прибили своею беспощадностью, в какой-то степени мерзостью и яркостью.
Не понравился приём, когда утверждается, что "в тексте не будет о...", а потом этому несколько абзацев посвящается. Зато формат диалога и предугадывание будущего/параллельность описания настоящего симпатично смотрятся.
Больше всех Мария де Пас понравилась. Когда в разговорах с Тертулиано Максимо Афонсо его спесивость сбивала. Вообще женские персонажи - светлые лучи произведения, очеловечивающие на время зацикленность/маньячность что историка, что актёра.
Ещё трогательным эпизод увиделся первой встречи Тертулиано с матерью.
Фраза приглянулась:
Человеческая душа это шкатулка, из которой в любой момент может выскочить гримасничающий паяц и показать нам язык, но тот же самый паяц ограничится тем, что только взглянет на нас из-за края шкатулки и, увидав, что мы собираемся поступить справедливо и честно, одобрительно кивнет головой и скроется, сочтя, что мы, пожалуй, еще не совсем безнадежны.Герои-двойники - неприятные. На маньяков похожие. Что историк, со здравым смыслом общающийся, что актёр, увидевший в бороде вызов, с дальнейшим пришедшим в голову планом.
Почему-то лёгкая наигранность увиделась, как в тезисе "мы друг другу двойники, а значит один из нас лишний во вселенной", так и в мысли "играем в шахматы, и я сильней его".
Элена окажется второй Элен (!) (героиня из произведения Пьера Буало и Тома Нарсежака "Волчицы", "чёрная вдова" ), а то финал для историка-игрока Тертулиано неправильно выглядит. Понятно, что внутренне он потерял много, но не видно, чтобы прямо раскаялся в этом (особенно самый финальный эпизод), и внешне у него всё может сложиться благостно. Не верится в такой исход.21K