Рецензия на книгу
Осень Средневековья
Йохан Хёйзинга
eugene-grande30 сентября 2016 г.Не так давно на просторах интернета я ввязалась в морально-нравственный срач по поводу, есть ли общие для всего человечества гуманистические ценности или нет. В таких разговорах неизбежно начинают поминать первобытные и средневековые ужасы, что выпустить кишки в те времена, как два пальца..., и что ценность жизни только сейчас нам продвинутым очевидна, разве что за исключением некоторых морально не доросших обществ.
Я не историк и не культуролог, но время от времени подзуживает в одном месте задуматься о натуре хомо сапиенсов в глобальном смысле. Казалось бы, очевиднейшая вещь – «мозгоустройство человека в прошлом отличается от человека нынешнего», однако откуда у этого постулата растут ноги? Очень ко двору пришёлся мне Хейзинга. Как раз чесались руки почитать какого-нибудь умного мужа на предмет исторической психологии.«Как лист осенний на ветру» трепыхалась я в предвкушении. Это не какие-нибудь палки-копалки и «а ну отдай мой каменный топор», а богатейшее на урожай средневековье. Пышное, сочное, наливное иль убогое, вонючее, разлагающееся. Какое разнообразие! Филипп Добрый, Филипп Храбрый, Филипп Длинный, Филипп Красивый… Карл Мудрый, Карл Смелый, Карл Победитель, Карл Безумный, Людовики, Франциски, Генрихи, первые, шестые, надцатые, бурбонские, орлеанские, анжуйские... Не забыть про рыцарей, обеты, ордена, пытки, еретиков, проповедников … А какие бывали пиры… А какие развлечения...
Если разобрать всё это великолепие по косточкам, там не только портрет Парижского горожанина изобразить можно, на целый алтарь завитушек хватит.И вот тут начинаешь задумываться, а как разбирать-то? От осеннего листопада до нас дошли лишь жалкие остатки гербария. Попробуй догадайся, откуда отвалился листик, от дуба-колдуна с латами до ушей, или Радушный Приём со Сладостным Взором доставили его прямиком из Сада Роз. Мастер-ботаник знает, что делать. Умелые руки начинают филигранно распутывать ниточки, воссоздавать ветки, стволы, корешки. И вырастают древа Истеричности, Алчности, Высокомерия, Эстетики, Образного Реализма, Формализма, Казуистики etc.
Если бы я была богиней Флорой, то имела бы право судить, насколько приблизился Хейзинга к оригиналу. А так мне досталась лишь скромная участь наблюдателя-дилетанта. Смотришь-смотришь, а в глубине нет-нет да заворочается Червяк Сомнения:- Глаголит хорошо, спору нет, но почему же яркие краски выглядят как затертые, уныло-серые пейзажики выпускников художественной школы? Перезрелый плод должно распирать от сока, а у нас он чего-то скукожился- мумифицировался или вообще смотрится как восковой муляж.
Давить надо вредителей на корню! Избаловались совсем. Соки им подавай. Куда еще больше, когда развлекательные машинки для прысканья прекрасным дамам под юбки, да проповедники, невинно убиенные во имя сохранения мощей, в очередь выстраиваются. Ну не случилось поржать в главах о юморе в лит-ре, зато с лихвой хватило блеску каменьев в других местах.
За яркостью красок надо топать к первоисточникам. Вот где многочисленные "ну нифига себе" цветут пышным цветом.Червяков вытравить легко, но Вирус Объективности - въедливая штука. Эта болячка у меня хроническая. Радостно потирая руки, она трансформирует цветочки логичных умозаключений автора в изворотливую казуистику.
И вот в словах далеко не средневекового представителя мне мерещится порицаемые им же формалистика и гиперболизм. Рассматривание под лупой арбуза, заваливает средневековый сад плодами размером с дом. И как быть? Верить, что раньше обитали особые мутанты? Или же это оптический обман, а подобные арбузы и в нынешнее время водятся на любом огороде.
Мастерски травит окаянный. Я готова уже сорваться, но великая сила - Иммунитет Познания.
Срочно опрыскиваемся вакциной Гностицизма! Коварное наваждение смыто!
Объективности не существует. Она есть отражение многочисленных сущностей субъективности. Поэтому, изучая тысячи Яблок, ищущий сможет узреть Яблоню. Изучая тысячи Яблонь, увидишь Сад. И пусть с сотворения мира каждый последующий плод похож на своего прародителя, только слепой не увидит разницы между дичкой и апортом.4175- Глаголит хорошо, спору нет, но почему же яркие краски выглядят как затертые, уныло-серые пейзажики выпускников художественной школы? Перезрелый плод должно распирать от сока, а у нас он чего-то скукожился- мумифицировался или вообще смотрится как восковой муляж.