Рецензия на книгу
Фараон
Болеслав Прус
tatianadik27 сентября 2016 г.Не прикован я к нашему веку...
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера...Возможны спойлеры!
Болеслав Прус, выдающийся польский писатель, мыслитель и патриот жил и творил в конце XIX и начале XX веков. Для этого времени были характерны бурные изменения во всех сферах общественной жизни и слом отживших политических и экономических формаций, и это не могло не отразиться на творчестве писателя. Мне очень нравился роман «Кукла» и, упустив в свое время его вторую по значимости книгу «Фараон», я решила наверстать упущенное. И была некоторым образом разочарована, потому что, на мой взгляд, в этом романе поэзия была принесена в жертву политэкономии.Конечно, необходимо помнить, что этот роман является документом эпохи и в нем ясно видно увлечение автора популярными общественными экономическими и революционными теориями конца века. Выбрав временем действия романа Древний Египет, автор рассказал читателю историю молодого фараона Рамзеса XIII, которого не существовало в действительности, но короткая воображаемая жизнь которого позволила Прусу поразмышлять о механизмах управления государством, месте в жизни государства простого народа и борьбе за независимость правителя от власти клерикалов, в данном случае касты жрецов.
И все же книга хороша, как памятник исторической литературе девятнадцатого века, как грандиозный замысел автора, восхищенного древней эпохой фараонов и решившего на ее примере рассмотреть природу власти, роль науки и религии в жизни общества, восход и закат династий и цивилизаций. А также, как вполне успешная попытка отразить в художественной форме все имеющиеся на тот момент знания мировой египтологии. Ведь мы же простим автору вполне понятные анахронизмы, правда?:))
Вместе с автором мы будем наблюдать за царевичем Рамзесом в самые важные два года его жизни - как отец назначит его наследником престола и военным командующим первых его армейских учений, как поручит выполнять функции наместника провинции, и как взойдет он на престол после смерти отца. Царевич, которого все называют «орлом и львом в одном лице», проявляет способности к военному делу, любит и заботится о своей гвардии и она отвечает ему обожанием. Попытки же заняться государственными делами ему не слишком удаются, единственно, что он усвоит, это сколь важна роль жрецов в управлении государством и сколь много этой власти реально находится в их руках. Видя в этом вызов своему статусу «Бога на земле», он взрастит в душе ненависть к жреческой касте, а став фараоном – бросит ей вызов, решив во что бы то ни стало «поставить свою сандалию на шеи жрецов». При этом молодой фараон проявит печальное пренебрежение мудростью и знаниями, накопленными веками в храмах богов, что роковым образом отразится на его судьбе. Не очень убедителен он и в роли возлюбленного и отца, не сумев защитить принадлежащую ему женщину и своего первенца от рук злоумышленников. Хотя, выбрав на роль возлюбленной фараона еврейку Сарру, автор раскрывает нам интересные особенности взаимоотношений между египтянами и евреями. Немало внимания уделяется отношениям государства фараонов с сопредельными государствами
Германией и Россией, ох, пардон, Ассирией и Финикией.Молодому фараону противостоит каста жрецов во главе с Верховным жрецом Херихором, историческим, кстати, лицом, старым лисом, давно примерившим на себя корону Верхнего и Нижнего Египта. И в реальности в конце концов ее надевшим. Результат противостояния молодого, полного амбиций царственного балбеса и умудренного царедворца и военного генерала, без малого двадцать лет практически правящего страной из-за спины фараона-отца, вполне закономерен и печален. И принц, явившийся в этот мир волею автора, той же волей его покинет, оставив нам лишь сожаления о том, что юности и напору банально не хватило ума и хитрости, чтобы медленно и не торопясь претворить свои планы в жизнь, набравшись предварительно знаний и мудрости у тех же жрецов. И, как скажет жрец храма богини мудрости Менес, ему не повезло родится на исходе династии, когда благополучие государства клонилось к закату.
Многие исторические романы, написанные в XIX веке, кажутся сейчас скучными из-за медленного развития сюжета, чрезмерной романтичности любовной линии и отсутствия активного действия, а порой еще и архаичного языка (Дюма не в счет! :)). По сравнению с той же «Куклой», в чем-то не избежал этого и «Фараон» Пруса. Но неискушенному читателю, впервые открывающему для себя таинственный мир древней египетской цивилизации, он, безусловно, будет интересен.
591,9K