Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним20 сентября 2016 г.Очень неоднозначное впечатление оставила книга.
По сюжету это трагедия, но приправленная изрядной долей абсурда - за этот аспект отвечают нелепые стечения обстоятельств, внезапно найденные родственники, невероятные совпадения и, конечно, поэт-философ Гренуар с его прагматичностью и нежными чувствами к козочке Джали.
Судя по многочисленным интерпретациям этой истории, можно подумать, что всё крутится вокруг цыганки Эсмеральды и таких разных её поклонников. Но оказалось, что Гюго гораздо больше волнует судьба зодчества и архитектуры Парижа, чем судьба его героев. Последние несколько условны, будто картонные фигурки, что в принципе объясняет нелепости в их поведении. Зато город дышит, живёт своей странной жизнью. И опять вспоминается Гренуар, словно объясняющий это противоречие:
Сначала я любил женщин, потом животных. Теперь я люблю камни.Про пространные описания многие уже написали, напишу и я. Только я порадовалась тому, что читать Гюго легко и приятно - как с разбега наткнулась на эти коварные главы о Париже в частности и об архитектуре в общем. Взяла их приступом и потом с осторожностью открывала каждую новую главу, опасаясь очередного приступа красноречия. Размышления об архитектуре, впрочем, понравились, несмотря на всю тяжеловесность изложения.
Но именно эта неоднозначность мне и понравилась, когда оказывается, что самый сложный и интересный персонаж - явно охарактеризованный простым как топор Квазимодо. Когда понимаешь что больше, чем трагедия глупенькой как птичка цыганки, цепляет атмосфера средневековья, абсурдность судебной системы, нехитрые развлечения народа и конечно, почти одушевлённый собор.
11114