Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Miss_SnowWhite19 сентября 2016 г.«Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Имея перед собою книгу, каждый должен стараться понять не что она высказывает, а что она хочет высказать».К самому известному роману именитого ученого, историка-медиевиста, философа, романиста Умберто Эко подбиралась давно, потому как, мне всегда думалось, для того, чтобы читать и хоть немножко понять настолько интеллектуально высокое произведение необходимо поднабраться читательского опыта и знаний в области истории, философии и теологии. И действительно такая умная книга поразила своей глубиной познания, а главное (и это то, чего больше всего ожидала в ней найти), невероятным погружением в атмосферу средневекового монастыря. Эта аутентичность прослеживается и в нравах, и в образе мышления, и в том, как герои ведут себя в сложившихся обстоятельствах и в том, о чем и как они ведут беседы, и даже в том тонком и неуловимом, что незримо присутствует в духе времени. По сюжету, развивается в XIV веке, два монаха – старший Вильгельм Баскервильский и его юный ученик Адсон Мелькский, на тот момент послушник – прибывают в некий бенедиктинский монастырь для расследования убийства одного из монахов. Но по мере того, как развивается расследования ситуации и поисков виновного в одном из самых тяжелых грехов, Вильгельм и Адсон проникают в тайны, и зачастую нелицеприятные, святой обители. При этом все ниточки странных событий, происходящих в монастыре, сходятся на библиотеке, которая является одновременно самым главным достоянием, известным и за пределами монастыря. Тем временем, таинственный убийца не останавливается на одной жертве, и нашим героям приходится столкнуться уже с чередой страшных деяний рук убийцы…
Детективная завязка не является единственным достоинством романа, так как он намного больше, и включает также теолого-философский диспут, штрихи к портрету ереси и зарисовки на тему святой инквизиции. Так, к примеру, Вильгельм являлся инквизитором, но как велика разница между его подходом к тому, как должна функционировать это правая рука церкви, и тем, что творили иные святые отцы, каленым железом выбивая признания из несчастных жертв, которым была уготована одна дорога – на костер. Кроме того, одной из центральных линий выступает и еретическое направление, а именно, судьба последователей Дольчиана, да и в принципе, борьба с ересью любого рода. Вместе с тем, автор прекрасно рисует портреты монахов, таких одинаковых в своих сутанах, но на самом деле, настолько разных в характерах и прегрешениях (больших и малых). Очень ценно и то, что автор позволил заглянуть внутрь настолько закрытого места, как монастырь, да еще и средневековый. Не упускаются из вида и особенности связей обитателей монастыря – опять же, места весьма закрытого – с внешним миром.
В целом, роман «Имя розы» - произведение многогранное, действительно некая «глыба» мысли, очень цельная книга, которая просто обязана быть прочитанной. Конечно, не самое легкое чтение, ибо и цитат и отсылок на религиозно-философские трактаты предостаточно, не говоря о том, что книга заставляет думать и погружаться в эпоху, но кроме того, в ней такое множество загадок, что буквально на каждой странице можно останавливаться и начинать исследовать. Уверена, что к роману вернусь еще не раз.
850