Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ученик убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Nata_Nosova18 сентября 2016 г.

    История одного очень одинокого детства.

    Сперва будет маленькое, и слегка постыдное признание. При всей моей любви к фэнтези, большую часть классических фэнтезийных серий я не читала в том возрасте, когда их все обычно читают (лет в 16). Поэтому я наверстываю упущенное сейчас. С одной стороны это грустно, потому что, например, Хроники Амбера, мне понравились бы гораздо больше, прочти я их лет 15-20 назад. А с другой — некоторые книги должны «вызреть» и лечь на определенный слой читательского опыта, дабы не быть заброшенными в самом начале.
    И это непосредственно касается трилогии Робин Хобб про королевского убийцу Фитца Чивела Видящего. Ниже будут некоторые спойлеры, так что если вы книгу еще не читали имейте ввиду.
    Начало книги многообещающе, необычно и увлекательно. Некий благородный наследный принц случайно «наблудил» ребенка. Что в этом необычного? А, например, то, что мать этого ребенка остается неизвестной. Мальчик «предъявлен» в дом его отца дедом с материнской стороны. Анонимно. Пришел, оставил на пороге как щеночка и ушел. И, несмотря на то, что мальчишке уже лет шесть, он даже имени своего не знает. А вторая странность в том, что отец его, принц Чивел, ни много ни мало отрекается от наследства. И отказывается даже увидеться с мальчиком. Но при этом мальчика не убивают и не гнобят в безвестности в дальнем монастыре. А совсем даже забирают в королевский замок и и худо-бедно пристраивают. Но отца он так и не увидел. Странный какой-то случай. Судя по всему, у Хобб тут что-то типа 16 века, может, чуть пораньше. Бастардами в это время никого особо не удивить. Королевскими — тем более. И тем не менее, мальчишке даже не достается нормального имени. Просто Фитц. Бастард. Если по-простому — ублюдок. И ничего больше.
    Возможно, его появление и усложнило отношения принца с женой и вопросы наследования, но неужели принц Чивел, этот образец рыцарства, как нам его рисует Хобб (не зря же у него такое говорящее имя, тут все имена со значением) состряпать ребенка на стороне смог, а найти в своей жизни место для него - нет? И это даже большая странность, чем то, что такого неудобного мальчика оставили в живых.
    Воспитание бастарда поручают «человеку короля», главному конюшему Барричу. И он его воспитывает. Как умеет. А умеет он хорошо воспитывать лошадей и собак. Поэтому и к ребенку он применяет в основном те же методы. Баррич исправно следит за тем, чтоб мальчик был сыт, умыт и дрессирован. Вообще, забегая вперед,

    Дальше...

    Баррич с первой книги получил у меня безоговорочный кредит доверия и стал главной симпатией среди персонажей. Иногда кажется, что это простой мужик, прямой и бесхитростный солдат, склонный к выпивке и мрачноватой меланхолии. Но потом в какой-то мелочи он проявляет характер, и становится ясно — все гораздо сложнее. И интереснее. А когда автор наконец-то расскажет нам про юность Баррича, то выяснится, что он вообще тут чуть ли не главный романтический герой! А уж финал третьей книги будет совсем уж интересным для него. Ладно, что то я сильно отвлеклась на любимого персонажа. Стоит все же вернуться к главному герою.
    А главного героя Фитца все-таки не сбросят со счетов. Его начнут учить и тренировать. Но учить его начнут готовить яды, а тренировать - на шпиона. Потому что есть негласная традиция учить королевских бастардов на королевских убийц. И наставник будет что надо — мастер в своем деле, загадочный Чейд, побочный брат короля Шрюда, деда Фитца. Кроме того, Фитца-подростка научат обращаться с оружием, он будет обучаться книжным премудростям у писца и пройдет весьма оригинальный курс ботаники, медицины и светских манер у леди Пейшинс. Сложно сказать, кто она по отношению к Фитцу. Правильнее было бы назвать ее мачехой, наверно. Да, жена его отца в отличие от этого благородного принца нашла в своей жизни место для Фитца. Пусть и поздно. Хотя, казалось бы, уж у нее-то были все причины его ненавидеть.
    Странное дело — при таком двусмысленном положении в обществе Фитц должен был, просто обязан был научится искусству выживать, научится очаровывать и входить в доверие. Но нет! Он растет очень нелюдимым подростком. По-настоящему он не доверяет никому, даже Барричу. А в некоторых вопросах особенно Барричу, потому что у Фитца есть некие способности, древняя магия Дара, передаваемая по наследству. Через свой Дар мальчик может чувствовать настроение живых существ. И Баррич это крайне не одобряет. Одна из самых жестоких сцен в книге — когда Баррич отбирает у своего воспитанника щенка, выяснив, что мальчик применяет Дар для того чтоб общаться с животным. И много лет Фитц будет думать, что щенок погиб. Естественно, тепла их отношениям это не добавит.
    В жизни Фитца вообще слишком мало тепла. И во многом именно поэтому книга так тяжело читается. Здесь нет ни одного персонажа, у которого все хорошо. У каждого- какая-то драма, тайна, порок, сердечное страдание или физический недуг. Буквально у всех! И у положительных персонажей, и уж тем более — у отрицательных.
    Даже дядя Фитца, принц Верити, ставший наследником отца после смерти Чивела, тоже не без червоточинки. Главная его слабость в его Силе, способности влиять на людей, проникая в их сознание. Вот вроде бы он и любит племянника, и всячески к нему расположен. Но, тем не менее, без сомнений использует его в своих интересах. И никогда не находит времени на то, чтоб по-настоящему сделать что-то для Фитца. Например, отправляет его тренировать способности Силы у человека, который его ненавидит. И никак не защищает его, хотя мог бы.
    Все, что делает Фитц, рано или поздно приводит его к разочарованию, страданию и увечьям. Даже любовная симпатия у него такая, что ее приходится скрывать. Простая сирота-мещанка не подходящая пара для сына принца, пусть и незаконного. Фитц пытается что-то с этим сделать, но что может сделать подросток с первой любовью? Вот и Фитц просто получает еще один повод для страдания. Теперь уже от ревности и неуверенности.
    Иногда кажется, что будь Фитц немного попроще, он был бы более счастлив. И, возможно, избежал бы некоторых своих проблем. В него с детства вбивали связку «долг-честь-верность». Задумка хорошая, но в результате она чуть не довела его до погибели.
    Большую часть книги Фитца хочется пожалеть. Он постоянно рефлексирует, он постоянно ждет подвоха, скрывает какие-то секреты и подтасовывает факты. После эффектного начала повествование становится очень неспешным. Просто череда косяков, сотворенных Фитцем, просто описание его неприятностей. Где-то более пугающее, как в случае с щенком или тем, как его чуть не довели до помешательства уроки Силы, где-то просто вызывающее сочувствие, как безнадежная влюбленность в подружку детства Молли или глухая ненависть со стороны второго его дяди, младшего принца Регала.
    Но в последней четверти книги история пускается просто галопом. Фитц начинает действовать самостоятельно, хотя и вроде как по королевскому заданию. Он рискует жизнью, он вынужден защищаться против опытного и жестокого соперника. И эти события с лихвой окупают всю неспешность и даже некоторую затянутость в середине. Конкретных спойлеров давать не хочется, но редко в книгах на героя обрушивается все то, что выпало Фитцу. А ведь ему тут где-то лет 16-17. не так уж и много, даже для королевского убийцы.
    Одно только для меня осталось не совсем ясно — какого черта все так сошло с рук Регалу? Нет, я понимаю, что автор должна была непременно оставить в живых главного злодея. Иначе о чем писать остальные книги)) но как-то это не логично, что ли…
    и тем не менее — Регал остается с нами до конца трилогии. Так что держись, еле живой Фитц! Это только начало

    7
    173