Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Zuzechka13 сентября 2016 г.

    Лично я подходила к роману с небольшим предубеждением. Я слышала, что описания Собора и Парижа на десятки страниц могут отвратить от чтения даже самого стойкого поклонника французской литературы. Но не так страшен черт как его малюют, и роман Гюго мне понравился. Сюжет пересказывать не буду, потому он всем известен по аннотации, экранизациям, мюзиклам и т.д., а перейду сразу к впечатлениям.

    Небольшие неприятные моменты, с которыми столкнулась во время чтения:
    1) роман разделен на одиннадцать книг, и первую и третью из них было практически невозможно читать. В первой части голова идет кругом от французских имен и обилия главных и второстепенных персонажей. В третьей книге автор решил описать панораму средневекового Парижа с наиподробнейшим описанием всех его районов и главных архитектурных ориентиров в нем. Я понимаю, что в первой половине XIX века история как наука делала еще первые шаги и только-только отделилась от художественной литературы, но воспринимать мешанину жанров и пробиваться через страницы публицистического текста в поисках литературного сюжета современному читателю не так просто.
    2) характер Эсмеральды и ее поступки вызвали у меня некоторое сомнение. Все-таки она не благородная барышня, а жила среди воров, попрошаек, распутных женщин, похитителей детей. Неужели после подобной среды у нее не выработалось хотя бы элементарного чувства самосохранения? Инстинктивного недоверия к людям, чьи пороки и неприглядные стороны характера она могла лицезреть ежедневно? На этом фоне ее всепоглощающая страсть к Фебу и последние роковые для нее поступки выглядели для меня нелогично.

    Что в книге понравилось:

    • после примерно первых 150 страниц тягомотины сюжет развивается довольно быстро: постоянно меняется место действия, происходят интересные и важные события в жизни персонажей;
    • автор очень подробно описывает психологическое состояние героев: их потаенные мысли, мотивацию, взаимоотношения с миром, ключевые события в жизни. Героев понимаешь, им сочувствуешь (лично мне был однозначно противен лишь Пьер Гренгуар), болеешь за них в критические моменты;
    • автору на примере нескольких персонажей удалось показать различные виды влюбленностей, на которые способны мужчины. Пьер Гренгуар был лишь привлечен необычной внешностью Эсмеральды. Ее отказ он принял равнодушно, ничего не потеряв, и к своей "жене" относился абсолютно наплевательски. Феб увлекся девушкой, но был согласен лишь на плотские, причем необременительные для него отношения. Клода Фролло обуяла дикая всепоглощающая страсть, которая превратила умного и порядочного человека, способного на милосердные поступки, в подлеца и убийцу. Удивительно, но лишь зловредный горбун Квазимодо, которого ненавидел весь Париж, и он платил народу тем же, оказался способен на искреннюю любовь и самопожертвование ради любимой женщины.
    • Гюго пытался передать читателям интересную мысль, что каждое здание в эпоху до изобретения книгопечатания воплощало в себе некоторое послание современникам и будущим поколениям. К сожалению, спустя столетия человеческое общество меняется так сильно, что культурный код теряется. Часто мы не можем понять, что же хотели сказать предки, и памятники культуры нещадно уничтожаются.

      Итог: классический роман о любви с интересным сюжетом и живыми персонажами. Однако публицистические фрагменты на тему философии искусства и истории Парижа рассчитаны сугубо на любителя.

    8
    130