Рецензия на книгу
Headlong
Michael Frayn
Аноним8 сентября 2016 г.В захолустной деревне, в полуразвалившейся избе, в пыли среди хлама обнаружил герой-искусствовед картину, которую сам для себя определил как шедевр великого голландца, Питера Брейгеля Старшего. И им овладела страсть, понятная собирателю – заполучить картину. Но как обмануть хозяина, который, не подозревая о ценности картины, все же надеется выручить за нее пару тысяч долларов?
И совершенно естественно и логично разговор переключается на Брейгеля. Детальный и подробный рассказ о картинах из цикла «Времена года», настолько детальный, что просто необходимо иметь перед глазами все пять описываемых картин и вместе с автором книги вникать в детали, вместе с ним делать маленькие открытия и приговаривать – «А ведь верно!», «А ведь правильно!» Сколько картин изначально входило в цикл? Шесть или двенадцать? Найдена единственная недостающая, или одна из семи? Чем дальше, тем больший ажиотаж овладевает героем. Он проводит дни в библиотеках, он изучает документы эпохи Брейгеля, он отбирает нужные документы и отбрасывает те, которые в его теорию не укладываются, он взвинчен и напряжен, он на любимую жену смотрит как на личного врага – вдруг она скажет слово против его теории, его картины, его Брейгеля. Он давно воспринимает картину соседа как свою собственность, он совсем потерял голову, это амок какой-то. Внешне приличный порядочный обыватель на глазах превращается в человека, одержимого и сжигаемого одной страстью, все его мысли о картине, все самые простые слова и поступки он рассматривает как намеки на его страсть, во всем видит двойное дно. По-моему, он медленно, но верно сходит с ума…
А еще эта книга из тех, которые можно отнести к разряду производственный роман, как бы приземленно это не звучало. Но работа искусствоведа, историка искусства, исследователя представлена достоверно и убедительно. Читать рассуждения искусствоведов довольно интересно, но меня не оставляет мысль, что каждый из них ведет себя в какой-то степени как герой книги, так же как он отбрасывая аргументы и факты против своей теории и особенно акцентируя внимание на тех, что теории соответствуют. Это ведь субъективная штука, искусствоведение, как и литературная, музыкальная, художественная критика. Абсолютной правды в их мире не существует
Кстати, не обращайте внимания на жуткую обложку. Никакой связи с происходящим я не увидела
20839