Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним25 августа 2016 г."Можно, пожалуй, сказать, что никакой красоты не существует. Сказать-то можно, но наше собственное сознание придает этой химере силу и реальность. Красота не дает сознанию утешения. Она служит ему любовницей, женой, но только не утешительницей."
В романе представлен молодой человек, остро чувствующий прекрасное, поэтому его сознание никогда не было и не будет спокойно. Главный герой привлекает именно тем, что расширяет понимание личности человека. Вы не найдете здесь классического, благородного главного героя, но найдете гораздо больше - возможность изучить мотивы, чувства персонажа, чье поведение по отношению к большинству является странным и даже аморальным. Несмотря на это, Мидзогути вовсе не показался мне отталкивающим, многие его мысли позволяют найти "точки соприкосновения" с ним, например, о спонтанности, фантазии, даже жестокости.
Интересно, что на протяжении всего повествования столько ниточек ведут к итоговому Деянию, читатель может рассматривать их в совокупности, а может выделить доминирующую, по его мнению, причину. Рискну предположить, что повторное прочтение "Золотого Храма" откроет еще больше оттенков характера главного героя и его Деяния, пока же для меня сформировалась следующая картина: Мидзогути не обладает привлекательной внешностью, заикается, поэтому не может приобщиться к прекрасному, каким оно предстает в его понимании. Это только внешняя, объективная сторона, являлась ли она поводом для появления причин внутренних или лишь дополняла уже существующие, кто знает. Но и путь к полной жизни, которой может жить обычный юноша, оказывается для него отрезан образом Золотого Храма. Так и появляется мысль о Деянии, как и Нансэн, Мидзогути убивает своего котенка, символ красоты.
Стоит отметить, что до последнего не было уверенности, останется монах жить или сгорит вместе с прекрасным. Принимая во внимание сам сюжет, а главное, личность писателя, я склонялась ко второму варианту, но Мисима выбрал неоднозначность, и это замечательно, ведь когда книга оставляет после себя не только сто вопросов, но и тысячу возможных вариантов ответа - это верный признак отличной литературы.367