Рецензия на книгу
Западня
Эмиль Золя
Аноним24 августа 2016 г.Да пусть простят меня Боги за то, что я посмею критиковать Золя.
Впервые я узнала о существовании такого автора примерно лет в 12 - 13. Тогда моя бабушка, которая всячески пыталась меня развивать и прививать любовь к литературе и к искусству в целом, рассказала мне про одну из его книг, про "Творчество". Она меня жутко заинтриговала, однако добавила, что книга эта очень тяжёлая и "взрослая", и мне она ее не даст. Запретный плод сладок, и я читала эту книгу втайне. О, конечно, в мои 13 она произвела на меня огромное впечатление! Я даже в детстве не любила счастливые концы и предпочитала Андерсена всем остальным авторам. Что уж говорить, Золя мне понравился. Позже бабушка посоветовала мне прочитать "Страницу любви". Я знала, что то, что советует бабушка, вряд-ли мне понравится и читать это не стоит, а вот те книги, которые она от меня усердно прятала и скрывала, уж наверняка пришлись бы мне по вкусу. Но из вежливости и из предположения, что не может он писать плохо, я, все таки, за неё взялась. И она меня разочаровала. Вернулась я к Золя только сейчас, да и то потому что помню, что у бабушки в шкафу в красивой обложке стояла "Западня", которую мне тоже было запрещено читать.
Ознакомившись с примерным содержанием книги, я ожидала увидеть нравственное падение во всех деталях... О, да я бы и пять тысяч страниц прочитала, чтобы уловить малейшие изменения в мыслях человека, постепенно идущего ко дну! Однако Золя оставил мысли героев и изменения в них загадкой для читателя, решив, что описания внешних событий будет достаточно, чтобы понять, как успешный, амбициозный человек может скатиться в яму.
Большую часть книги мы видим Жервезу, которая добивается успеха во всем, начиная от драки с враждебно настроенной девушкой до открытия собственной прачечной. Её бросает любовник, но она не успевает хотя бы немного погрустить для приличия, как тут же выходит замуж за непьющего, работящего парня. Все даётся ей настолько легко, что порой мне казалось, что я читаю детскую сказку, а не серьезную литературу.
Позже окружение Жервезы меняется. Все её знакомые - отвратительные люди, а те, кто казались хорошими, резко стали плохими. Да, я сейчас использую такие банальные слова: "хороший" и "плохой", но именно так поступает и автор. В этих плохих людях нет ни одной хорошей черты, а в хороших - ни одной плохой. Золя крайне категоричен, он погружает нас в контрасты, он раскрашивает все в чёрный и белый и не терпит серых тонов. Он не позволяет читателю задуматься над личностью героя, не позволяет самостоятельно дать ему оценку, он только ставит нас перед фактом и сам решает, кто из героев является положительным, а кто отрицательным.
Переход от хорошей жизни к плохой тоже очень резок. Что сопутствовало такому грандиозному падению неизвестно. Наверное, давила среда, но что происходило в эти моменты в душе героя остаётся за кадром. Читатель опять видит контраст: хорошая работа, квартира, перспективы, а сразу после абсолютная нищета, лень и пьянство.
Золя все считают гением по части того, что касается страданий. Из всех произведений, что я читала, ни одно не заканчивалось хорошо. Но страдания эти неестественны, и, на мой взгляд, трогают читателя лишь благодаря контрастам. Ни одно из произведений Золя не оставило во мне никакого осадка, печали, почвы для размышлений. Книги его поверхностны, несмотря на темы, которые он выбирает, несмотря на unhappy end'ы.
Это моё личное мнение, не хотела никого обидеть, ничего не утверждаю и имею право на ошибку.3187