Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Август: Графство Осейдж

Трейси Леттс

  • Аватар пользователя
    Аноним20 августа 2016 г.

    Осознанная необходимость прощать

    Отзывы критиков, звучащие как "Лауреат Пулитцеровской премии" и "самая значительная из поставленных пьес на Бродвее за последние несколько лет" просто не оставляют шансов пройти мимо. Началось все с того, что фильм мне рекомендовал Кинопоиск. Но пьесы я все же люблю сначала читать, а уже потом сравнивать игру актеров фильма и собственного сознания.
    Итак, пролог: Америка, небольшой город, большой дом, в котором живут пожилые супруги - Беверли и Виолетта. Беверли повествует новой работнице о том, что дети (три дочери) разъехались, у жены рак и она на таблетках, а сам он алкоголик. Спиртное и книги - вот все его утешение.
    Причиной сбора всей семьи - трех дочерей с мужьями и женихами, сестры Виолетты, ее мужа и сына является как раз внезапное исчезновение Беверли.

    Понятно, что семейка та еще. Здесь такая маман от которой грех не сбежать чем раньше, тем лучше: у нее было очень сложное детство - приходилось жить в машине, ее собственная мать обладала, так скажем, весьма своеобразным чувством юмора. Она всю свою жизнь демонстрировала окружающим - мужу и детям свою силу и стойкость. И здесь, под влиянием таблеток, несчастья и прожитых обид демонстрирует окружающим то, что из этого получилось - она говорит такие вещи, которые детям говорить не стоит, которые нельзя говорить никому, кого любишь. Семьи как таковой нет, есть лишь "случайный набор хромосом", который объединил людей, а люди как были одинокими, так и остались: не нужно ждать, что в конце воцарит идиллия - там где ее не было изначально, она не появится. Виолетта всегда смотрела на всех свысока: "если бы вы работали вполовину как мы, вы бы стали президентами", "я самая сильная". И, надо признать, что ее сестра, Метти Фей, недалеко ушла от подобной линии поведения со своим мужем и сыном.
    Дети у таких мамаш выросли взрослыми людьми со своими личными драмами - малыш Чарльз (37 лет) - рохля, Иви так и осталась жить с матерью и не замужем, Карен никак не может устроить свою личную жизнь, а вот Барбара (надо фильм посмотреть, очень интересно как ее сыграла Джулия Робертс) - Барбара скорее пошла в мать, и конечно у нее самой все несладко.
    Очень интересно получается с темой необходимости прощать: Виолетта вроде бы простила Беву, но на самом деле нет - похоже скорее на то, что ей это нужно было для того чтобы стать сильнее в собственных глазах, она осталась с ним и никогда не вспоминала ему, но на самом деле все это здорово отравляло ей жизнь. Стало быть, если чувствуешь, что сил простить нет, нужно уходить? Так и Карен с готовностью согласна простить проступок Стиву, обвиняя кого-то третьего, засунуть голову в песок чтобы обо всем просто забыть, на самом деле повторяя все тот же неутешительный сценарий отношений, что и с предыдущими избранниками.
    Но и видеть во всех врагов - это просто. Нет, не совсем: на это нужно безусловное мужество, становится одним в поле воином способен не каждый. Но это просто - вы встречаете человека и ничего хорошего от него не ждете и если вдруг он себя поведет как скотина - вуаля, вы же все знали изначально про этого гада. Вы не проиграли, не рисковали. Но и не выиграли. Цинизм - это всегда обесценивание. Это всегда неспособность оценить по достоинству момент, человека, подарок, который преподносит судьба. Циники несчастны.

    Ключевой момент в том, что Барбара еще может изменить себя и свою жизнь - она признает, что проиграла по всем статьям - "как дочь, жена и мать", а Виолетта - уже нет. Она так и не поняла, что ошибается.
    Принято считать, что в этой пьесе нет ни одного положительного или симпатичного героя. Я далека от желания оценивать, мы же все не подарки. И мне хочется, чтобы у Барбары все было хорошо. Держсь, Барб. Я за тебя болею. Ты права, самой сильной быть не стоит.

    5
    48