Рецензия на книгу
The Shining
Stephen King
Mikhael_Stokes19 августа 2016 г.Тяжко как-то пошло "Сияние", ох, тяжко...
В этот раз Кинг переборщил с психологизмом, ИМХО. Лучше бы побольше призраков нагнал, а не так, чисто эпизодически и будто бы на заднем фоне)))
Конечно, это классика Кинга, наряду с "Оно". Но в "Оно" было чудовище, которого все боялись и которое питалось страхом своих жертв вместе с их плотью.
А что имеем мы в "Сиянии"?
Типичный неудачник практически во всех смыслах Джек Торренс. Посредственный педагог, который изо всех сил пытается вбить в головы школьников какой-то непонятный даже ему самому предмет "Писательское мастерство", так себе писатель, мечтающий к 70-ти годам получить Пулитцеровскую премию, но вечно находящий какие-то туманные отговорки, лишь бы только не заканчивать своё главное произведение, так себе семьянин, проводящий времени в барах с другом больше, чем с собственной женой и сыном. Ах, да! Чуть не забыл! Ещё и алкоголик в завязке. Полный букет, прости Господи. И пусть даже он якобы изо всех сил пыжится, чтобы дать своей семье всё. И тут Судьба предоставляет шанс - отель "Оверлук". И всё бы хорошо, если бы не уникальный дар его сыночка Дэнни под названием сияние.
С самого момента, как семья Торренсов собралась в отель, у мальчика начинается обострение дара, если можно так выразиться. Его подсознание просто симафорит об опасности, но, естественно, его никто не слушает. Да он не особо-то и старается донести до взрослых свои опасения. А что взять с пятилетнего мальчика...
Если убрать мистическую составляющую "Сияния", то останется реально просто семейка неудачников и размазней. Алкоголик-папаша, жена-рохля, которая только собирается уйти от мужа, но боится собственной матери-стервы, и сыночек, которого посещают непонятные видения то ли прошлого, то ли будущего. И как же всё оказывается банально в конце, когда Тони, невидимый друг, сам признаётся, что он - это и есть Дэнни. Как бы часть его подсознания, та часть, которую не каждый может посетить или вытащить наружу. В общем, психо-эмоциональная атмосфера в семье Торренсов прямо-таки расцветает буйным цветом неврозов, паранойи и психотравм. И как же на этой плодородной почве не поселиться галлюцинациям, причём коллективным? Присовокупить сюда общий фон, уединённый в горах отель, практически полную изоляцию от внешнего мира и ба-бах! Котел рванул! Клёпки в разные стороны! Ошмётки раскалённого металла разлетаются и рикошетят!
Короче, сорвало башенку у неудачника-Джека напрочь, по самые стропила. И призраки ли старого отеля тому виной? Хороший вопрос, не правда ли? Если так взять, то на лицо имеется групповая психотравмирующая ситуация, которая вызывает коллективную галлюцинацию. А если подходить к вопросу с точки зрения литературного анализа, то все эти призраки «Оверлука» и сам отель – лишь олицетворение, воплощение всего того, что накопилось в голове Джека за годы его неудач. Этакие метафоры. И наиболее точная метафора у Кинга связана с тем самым паровым котлом, который в итоге и привёл к концу не только весь отель, но и самого Джека. Джек Торренс сам был как паровой котёл, у которого кто-то забыл вовремя отвернуть нужный вентиль и спустить давление. Пятилетнему сыну это было просто не под силу, а жена Венди своим неверием не дала ему даже шанса. Так что вполне логично, что в конце рвануло всё и все.
Но роман действительно получился по-кинговски тяжелым, тягучим, мрачным и давящим. Местами вызывающим отвращение и тошноту. И не призраки давно минувших дней, населявшие отель, тому виной. А самокопание двух взрослых людей и типично детское поведение мальчика, который вечно совался, куда не просят. И дар сияния оказался всего лишь приоткрытой чуть шире, чем у среднестатистического человека, дверцей в подсознание. И никакой мистики. Всё банально и просто. Монстры – лишь тени прошлого, а монстрами во плоти оказались в очередной раз люди.829