Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Pone4ka18 августа 2016 г.

    В предисловии к изданию 1831 года, которое опубликовано в моей книге, Мэри Шелли рассказывает историю появления этого романа, который живет и цветет в литературном мире уже двести лет. Оказывается, 19-летняя девушка написала его, когда со своим будущим мужем поехала в гости к Байрону, но там их застала плохая погода, и большую часть времени они были вынуждены проводить дома. Чтобы не заскучать, они придумывали страшные истории, и история Мэри в итоге переродилась в полноценный роман.

    Я ожидала от “Франкенштейна” простой научной фантастики, ужасов, но никак не того, что получила в итоге. Для меня, даже после шапочного знакомства со многими и многими фильмами, рисунками и рассказами, чудовище, созданное Франкенштейном, было однозначно “плохим” - страшным, опасным и невменяемым.

    В итоге как минимум половину книги я недоумевала. У меня то и дело проскальзывали мысли вроде “А я точно взяла в руки оригинальную историю? Я не перепутала книгу? Именно по этой книге сняты все истории о Франкенштейне?”. Настолько мало внимания там уделяется непосредственно процессу создания чудовища, что я даже растерялась.

    Это тот редкий случай, когда спойлеров, наверное, избежать не удастся, поэтому дальше отзыв читайте на свой страх и риск!

    Могу вообще очень кратко выразить своим мысли по поводу этого романа. Дьявол, как называет свое творение сам Франкенштейн, - чудеснейшее создание, которое поначалу стремится лишь к хорошему, но видит к себе настолько ужасное отношение, что превращается в настоящее чудовище. Виктор же - изначально чудовище, без каких-либо моральных принципов и этических вопросов, который моментально пугается своего творения, и, вместо того, чтобы как-то решить эту проблему, просто бросает существо в одиночестве.

    Больше всего меня прямо-таки взбесил момент, когда это существо, самостоятельно научившееся читать и писать и стремящееся познавать мир, приходит к своему создателю с простой просьбой, а Виктор, скривившись от ужаса и отвращения, отказывает, обрекая на страдания и смерть многих людей. При этом по их разговорам, по лексике, практически всегда создается ощущение, что персонажи поменялись местами. Виктор постоянно, если позволите, как будто плюется ядом, в то время как речь существа, им созданного, очень плавная, культурная и даже интеллигентная, и в ней мелькают дьявольские нотки только тогда, когда сам Виктор или иже с ним доводят бедное создание до белого каления. В итоге от Виктора хочется плеваться, а вот созданное им существо можно с гордостью называть Человеком.

    Если же брать весь роман в целом, он об этических проблемах, особенно актуальных сейчас в медицине в связи с развитием клонирования и прочих технологий. О воспитании, так как “чудовище” Франкенштейна - как только что родившийся на свет ребенок, который просто отражает окружающую его действительность. Об отношении к тем, кто чем-то отличается от всех остальных. И о людях, подобных Виктору Франкенштейну, неспособных взять на себя хоть какую-то ответственность, и при этом еще и считающих себя несчастными страдальцами.

    Очень советую прочитать “Франкенштейна”. Для меня, по крайней мере, он стал открытием, - ведь суть там далеко не в чудовище, а во многих и многих проблемах общества.

    9
    53