Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дочь Ганга

Рабиндранат Тагор

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2016 г.

    Ох уж эта жара...+35 в тени, будто не средняя полоса России, а Индия какая-нибудь. Любезный! Да-да, именно Вы. Присаживайтесь, выпейте чаю, а я поведаю Вам удивительную историю, которую узнала по счастливой случайности. Молодой адвокат Ромеш по настоянию отца женится на девушке, которую никогда не видел. А после свадьбы произошло крушение

    Еще чашечку?

    и не уцелело никого, кроме него и (не) его молодой жены. Но Вы не хотите слушать. Говорите, что знаете, чем все закончится? Да и сюжет не нов, еще Пушкин что-то такое писал. Но так уж люди устроены, что их всегда волновали всякие старые штуки типа любви, веры, надежды - что тут выдумать нового? Вы спрашиваете, почему все ведут себя как последние идиоты вместо того, чтобы сесть и спокойно поговорить за чашкой чая? Не знаю. Честно. Возможно, иначе скучно жить. Однако я вижу, что страдания юной сироты Комолы не затрагивают чувствительные струны Вашего сердца. Что ж. Придется рассказать Вам другую историю.
    В некотором царстве в бенгальском государстве не так давно (когда именно? а Вы дотошный, на рубеже 18 и 19 века) жил да был мудрый раджа. Звали его Раммохан Рай. И было ему за державу обидно: мало бедной Индии британцев-колонизаторов, так и само индийское общество, разделено на касты, джати и прочие варны, царят идолопоклонство, предрассудки, суеверия, причем в каждом регионе свои, и вообще, полное разрушение моральных принципов. Спасение Раммохан видел в возвращении к истокам, чистой вере. Сами истоки, ведические тексты, правда, трактовал достаточно вольно. В 1828 году он основал религиозное общество Брахмо Самадж. Его последователи верили в единого бога - Брахму и выступали против устаревших ритуалов и традиций. Начиналось Бенгальское Возрождение, одним из представителей которого был Рабиндранат Тагор. После смерти Раммохана в Брахмо Самадж произошел раскол, да и пережитки прошлого никак не хотели отмирать. Такова историческая канва романа. А теперь вернемся к нашим баранам героям и посмотрим, кто и когда пережил крушение.
    Ромеш - крушение надежд, когда его отец решает женить его по индуистским традициям, а он, хотя и не придерживается строгих взглядов, не осмеливается перечить, да и в дальнейшем просто плывет по течению, "судьба опутала" оправдывается он, "пришлось смириться".
    Хемнолини - крушение любви, когда человек, которого она любит, не рассказывает ей правды. Семья Хем принадлежит к Брахмо Самадж, она сама - представитель нового поколения, умная, начитанная, но очень зависима от мнения окружающих, боится их осуждения. Когда попадает под влияние Нолинакхи ее меньше заботит, что скажут другие, но на самом деле просто сужает круг значимых для нее людей до родных и близких по духу и поступает так, как от нее ждут, согласно тому, что принято в обществе. Ее брат Джогендра более деятельный по складу характера, но и более поверхностный. Сам причисляет себя к обычным людям и его кредо - быть как все. Вдали от привычного круга, в глухой деревушке Джогендра осмеливается на бунт, на который не решился бы в городе, у него появляется собственное мнение, но бунт этот детский и несерьезный.
    Окхой - крушение по всем статьям, не повезло парнише, впрочем, это персонаж второстепенный и скорее комический, упоминаю лишь потому, что понравилось как автор его припечатывает


    Решив, что всякий, кто старается показаться ревностным поборником нравственности и добродетели, в действительности оказывается очень опасным человеком, Окхой почувствовал к себе уважение.

    Нолинакха - крушение веры, в тот момент, когда его отец, принадлежащий к Брахмо Самадж оставляет мать правоверную индуистку ради другой женщины одной с ним веры. Нолин, хотя и занимал видное положение в Брахмо Самадж, начинает отдалятся от этого сообщества, его даже обвиняют в том, что он "выпал из ножен". Он ищет собственный путь, строит собственный мир, пытаясь собрать оставшиеся после крушения обломки старого, сложить их воедино, отсюда его ритуалы, занятия йогой. И снова попадает в крушение, теперь уже настоящее. Мать Нолина, Хемнокори, сама твердо придерживающаяся традиций, даже когда это угрожает ее здоровью и жизни, не воспринимает внезапно появившуюся религиозность сына всерьез, да и Хем заявляет, что каждый должен жить согласно своим склонностям и воспитанию.
    Ну и наконец Комола. Дитя природы, дочь Ганга


    эта девушка увлекала в сферу своего влияния и небо, и ветер, и свет — все, что было вокруг, хотя сама она совершенно не подозревала об этом

    Ее воспитывали в духе традиционного индуизма, но недовоспитали, предполагалось, что после свадьбы этим займется свекровь, а потому она не знает, что должно делать в некоторых случаях и действует так, как подсказывает ее собственное чутье. И как это ни удивительно в отличие от всей этой образованной европеизированной молодежи, она не сопли по щекам размазывает, а действует, рассуждая - если боги сохранили меня после крушения, значит, так нужно. И в конце концов получает то, что желанно - свой дом, в котором ее принимают и любят.
    Уж не знаю, что имел в виду Тагор, но для меня мораль сей басни - выполняй какие хочешь ритуалы, если они дают тебе душевное спокойствие и равновесие, но думай своей головой и будет тебе щастье. А, ну и смотреть надо, за кого замуж выходишь, тоже да.
    Но я Вас так заболтала, что чай уже остыл. Позвольте налить Вам ещё чашечку и на этот раз для разнообразия помолчу.

    7
    209