Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Eshli17 августа 2016 г.Ад пуст
Все черти здесьНаверное, Эмили очень позавидовала Шекспиру, который придумал эту фразу до нее, ведь она как нельзя лучше описывает Грозовой Перевал. Я бы с трудом могла ответить на вопрос, о чем этот роман – о любви, ненависти, всепоглощающем чувстве мести или параде человеческих пороков. А может, обо всем сразу. Повествование Эллен Дин творило со мной поистине ужасные вещи – под стать грозе, оно то убаюкивало меня нежной дробью дождя, то пронзало до глубины души сверкающей молнией – или даже тремя. Изящный слог и простодушие (по крайней мере, в начале) служанки заставляли меня недоумевать, следя за перипетиями судьбы героев. А герои уж поистине мерзкие типчики! Наверное, это самые гадостные персонажи, которых мне доводилось встречать – тут вы найдете все самое плохое, что может быть в людях. Слабость, малодушие, гнев, ненависть, эгоизм, лицемерие, злоба, алчность, истеричность, тщедушие, себялюбие, жадность и трусость – все они выстроились друг за другом в Линтонах, Эрншо и Хитклифах. И, возможно, если вы не читали книгу, то зададитесь справедливым вопросом: чего ради читать о таких подлецах и мерзавцах, когда под рукой лежат милые сердцу Дарси с Элизабет, да Джен с Рочестером? Несмотря на то, что герои меня нещадно раздражали, их поступки приводили в бешенство, а последствия уж очень подмывали сжечь книгу и никогда больше ее не видеть, я беспросветно влюбилась в каждого из них. Осмелюсь предположить, что все дело в том, что Эмили наделила даже самое низкое и жалкое существо в романе каким-нибудь положительным или оправдывающим его качеством. Например, Хиндли хоть и злобный пьяница, но все же способен на высокие чувства. Кэтрин эгоистичная истеричка и себялюбива до глубины своих корней, но в свое время сделала неправильный выбор, за что расплатилась рассудком. Хитклиф – дьявол в человеческом обличии, но он умеет глубоко, верно, безумно любить. Эдгар Линтон – трус и малодушный болван, но добр и чувственен. И как-то, несмотря на явные, даже гротескные пороки всех персонажей, начинаешь проникаться к ним. Да, никто не вызывает сочувствия, все действительно заслужили свою долю, но ненависти к ним нет. Это чувство испытывать вообще как-то становится не по себе, принимая во внимание, куда оно привело героев романа.
Ну а на повестке дня вопрос: Кэтрин и Хитклиф – любовь или не любовь, о чем спорят многие читатели Лайвлиба, ведь, собственно, именно чувства этих героев отразились на окружающих через поколения и сделали несчастными всех и каждого. Я примкну к тем, кто считают, что любовь – это слишком мягкое и нежное слово для того, что испытывали Кэти и Хитклиф. Это одержимость, причем самая дьявольская, какую можно представить. Это эгоистичная любовь, безрассудная, которая убивает все на своем пути, а отголоски ее еще долго слышались над Грозовым Перевалом и над Мызом Скворцов. Кэтрин в свое время ошиблась и смалодушничала, а Хитклиф оказался слишком горд, чтобы все ей простить. И, возможно, если бы эту книгу написала Шарлотта, то герои встретились бы лет эдак через двадцать, обнялись и никогда больше не расставались. Но по природе своей Хитклиф и Кэтрин совсем другие – даже останься они вместе, они наверняка уничтожили бы всех своей страстью, а потом убили и друг друга, чтобы навсегда остаться вместе. И наблюдая за местью сломленного Хитклифа; за тем, как он становится все злее и злее, я едва ли могла бы ответить, что же предпочтительнее – быть любимой таким человеком, или быть его злейшим врагом.
И все же все остальные не заслужили попасть под раздачу – Кэтрин младшая, Гэртон, даже этот противный Линтон, чьего исчезновения из повествования я с упоением ждала. Я не знаю, как должны были сложиться обстоятельства, чтобы всего этого не произошло с ними – вот уж действительно, наказание поколений. А их предки еще как активно грешили. Ну и, выражаясь простецким языком, тупили не по-детски.
В общем, романчик еще тот получился. Один образ Хитклифа чего стоит – злой, мстительный, эксцентричный, жестокий и порочный, а харизмы хоть отбавляй. Но пять звезд не за идеально прописанных персонажей, не за тонкий психологический сюжет, не за превосходно переданную готическую атмосферу и не за красоту слога. Пять звезд за то, что на одну ужасающую секунду, на самую малость, я позавидовала чувствам Хитклифа и Кэтрин Эрншо, которых, на самом-то деле, и врагу не пожелаешь.10112