Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цветы для Элджернона

Дэниел Киз

  • Аватар пользователя
    angelapustovalova15 августа 2016 г.

    Любой ребенок проходит определенные этапы воспитания и самовоспитания на пути становления личности. Первичным институтом социализации служит семья, которая вкладывает в своего ребенка все свои накопленные знания и умения, чтобы при вхождение в социум их чадо было готово ко всему, что подразумевает реальная, самостоятельная жизнь. Таким образом, шаг за шагом, преодолевая определенные трудности, узнавая все больше нового, усваивая все больше правил и норм, ребенок оказывается в обществе людей и дальше движется по этому пути сам. Но разве заканчивается воспитание в тот момент, когда это перестают делать родители? Дальше наступает момент самовоспитания личности, который продолжается до конца его жизни.
    Задача каждого индивида – воспитать в себе человека, стать человеком, стать в этом плане частью природы, частью истории.
    Каким же должно быть правильное воспитание? На какие сферы должен делаться упор в этом процессе? Интеллектуальную? Эмоциональную? Психическую?
    Но что же происходит, если мы сталкиваемся с умственно отсталым человеком? Каков процесс воспитания в таком случае?
    С первых страниц мы встречаемся с душой главного героя, с его мыслями и чувствами, изложенными в отчетах. Мы сталкиваемся с Чарли Гордоном – умственно отсталым человеком, который хочет стать умным. До того момента как мы узнаем его возраст, нам сложно сказать сколько ему лет. По умственному развитию мы можем предположить дошкольный возраст. Мир, предстающий перед его сознанием, является разрозненным, несвязанным, распавшимся на маленькие кусочки, которые не подходят друг другу, его жизнь проходит на уровне существования, нежели жизни. Но можем ли мы сказать, что он не воспитан, что он не личность? Его воспитанием с детства занимались родители, мать пыталась вложить в него знания, которыми должен обладать ребенок в его возрасте, но делала она это достаточно жестокими методами, что воздействовало на него, скорее на рефлекторном уровне (если я это сделаю, то мама меня накажет).
    Не социализированный человек – не человек? Чарли имел простейшие понятия о воспитании и о жизни в общем, он был добрым, отзывчивым, улыбчивым человеком, хотя и с искаженным восприятием людей, окружающих его, старательный ученик и покорный пациент. Целью жизни он поставил себе – стать умным, образованным человеком, чтобы жить по-настоящему, жить как все, стать частью общества. Я думаю, что это можно назвать именно проявлением самовоспитания, проявлением личности. Он сам решил ходить в школу для умственно-отсталых, учиться читать и писать. Во многом он действовал из побуждения «удовлетворить желание матери в нормальном сыне». Но ведь у каждого должна присутствовать мотивация для действий.
    «Родителями» для него становятся доктор Немур и Штраус, которые выбрали Чарли для проведения операции для повышения интеллекта. Словно родители, они проводят его по основным этапам взросления человека. От младенческого состояния, то есть до операции и до становления взрослым человеком, который уже отвергает родительскую заботу и стремится к самостоятельности. Чарли проходит своеобразные кризисы личности, когда отказывается приходить в лабораторию на тесты, на соревнования с Элджерноном и т.д., что свидетельствует о росте его сознания, росте в нем Человека. Следующим этапом становится для него выход в общество. Ощущение, будто он попал в параллельный мир, где и люди совсем другие, не такие добрые и отзывчивые, как были раньше, когда он был «ребёнком». Ребёнок по своему незнанию не может достаточно четко разделить людей на «хороших» и «плохих», его видение мира еще наивно и в нем ярко светит вера в Добро во всех, вера в светлое в человеке и человечестве.Чарли начал чувствовать жизнь, начал чувствовать в принципе. Появились ощущения и отношение к миру через эмоциональный канал. Постепенно исчезают и ошибки в его отчетах, язык становится более правильным, лаконичным. А ведь язык – это отражение нашего внутреннего и внешнего мира. Его детская манера видеть, думать и чувствовать сменяется взрослыми рассуждениями. С этим приходит и недоверчивость к людям, к миру, критическое мышление. Появляется личное пространство, о котором должен знать только сам человек или его ближайшее окружение. Язык отражает наше развитие. Взрослея, мы начинаем задаваться все более глубокими и фундаментальными вопросами. Слияние сознательного и бессознательного. Эти два, по сути, отдельных мира изначально для человека являются совершенно отчужденными частями, но по мере воспитания, развития, человек пытается преодолеть хотя бы частично эту завесу и проникнуть в потусторонний мир. Проникнуть в свои воспоминания, в свою историю, в свои глубины.
    Человек без истории – человек?
    Одной из основополагающих человеческого существования является история, как в широком, так и в узком смысле. Человек на пути своего воспитания и самовоспитания приобретает определенный опыт, знания, умения, которые превращаются в определенную иерархию для руководства своим поведением и сознанием. Личность основывается на своей истории, как полководцы основываются на истории мировых войн, чтобы не совершить чужих ошибок, чтобы быть успешным. В мире существуют свои правила. Человеку без истории сложно реализоваться. С одной стороны, помнить значит мыслить. Существование в прошлом-настоящем-будущем.
    Чарли очень быстро развивается интеллектуально, он читает много книг, которые возрастают и возрастают по своей сложности, он может поддерживать разговор на любую тему, от житейской до научной. Он – гений. Гений – человек с правильным воспитанием?
    Воспитывая интеллектуальную сторону личности, упускается из виду ее эмоциональная сторона. Чарли предстает перед нами истинным гением, но при этом отсталым в эмоциональном плане. Его эмоции, чувства являют перед нами теоретические схемы, вычитанные в книгах. Эмоциональная сфера личности должна быть лишь элементом самовоспитания или в этом должны принимать участие и родители? Эмоции и чувства мы начинаем осознавать с детства, постепенно мы понимаем, какие действия, какие чувства вызывают у других людей, накапливаем опыт и составляем определенные схемы поведения. Быстрое эмоциональное взросление происходит, когда человек понимает, что такое любовь, ощущает это чувство. Чарли влюбляется в Алису. Становится эмоционально привязан к ней. «Любовь – противовес этому ужасу, любовь – акт единения и сохранения». Воспитывая себя интеллектуально, Чарли эмоционально остается на том же уровне, что и до операции. Разумом он пытается вытолкать из себя другое «Я», будто его и не существовало. Один Чарли занял разум, другой – эмоции. Возникновение понятий «хороший-плохой», моральных ценностей.
    Взрослея, человек становится другим, поскольку формирует себя и требования к окружающим. Если сначала для Чарли люди вокруг были чуть ли не богами, то сейчас он начинает осознавать, что люди – просто люди, а большинство из них – бездумная масса, ищущая денег и удовольствия, без притязаний на саморазвитие. Из-за изменения личности, меняется и привычное окружение, привычный строй жизни, ты понимаешь, что некоторые люди тебя больше не интересует, кого-то ты просто перерос интеллектуально или эмоционально, все это выталкивает тебя из зоны комфорта, на путь трудностей, к которому тебя должно было подготовить правильное воспитание.
    Немур и Штраус как «родители» Чарли считают, что это именно они сделали из него настоящего человека, личность. Разве до них он был лишь оболочкой, бездумно скитающейся по земле? Родители, действительно, вкладывают в ребёнка все самое лучшее, хотят вырастить его в безопасности, с трудом отрывают его от себя на самостоятельный путь. Иногда им кажется, что ребенок просто не благодарен за то, что в него вложили, но это не может быть так. Человек, вступая на собственный путь, развивается дальше, родителям же в свою очередь становится обидно, что «подмастерье превзошел мастера». Для любого человека очень важно, чтобы родители видели в тебе личности, признавали ее в тебе. Признание – важно для ощущения своей реальности.
    Может ли человек быть совершенен? Совершенен только Бог, а человек лишь его образ и подобие. Чарли в своем развитии достиг невиданных интеллектуальных высот, но при этом ему не последовало осознание мира, он превзошел всех, начал чувствовать себя центром мира, своё превосходство над остальными, но разве это помогло достичь ему изначальной цели? Его гениальность привела лишь к одиночеству. Виновато ли здесь неправильный путь самовоспитания? Да! Человек не знает ответов на все вопросы, он всегда в поиске, в этом и суть его жизни, в поиске истины. «Жизнь – ящик с лабиринтом». Свобода и независимость.
    Чарли выстроил для себя мир из четких прямых линий, идеальный прямой мир, как замечает Фэй, построил себе гроб. Загоняя себя в рамки, в прямые линии, Чарли снова выпадает из общества, из жизни. Мир нужно видеть с изогнутыми линиями, чтобы и жизнь казалась лучше.
    Что страшнее – физическая смерть или смерть личности? Я думаю, что второе. Физически ты можешь умереть состоявшейся личностью, а канув в небытие, в бессознательное существование, ты становишься живым трупом без смысла существования. Старость – второе детство. Цикличность жизни, принцип возвращения к первоначалу.
    Чарли проходит те же этапы взросления, что и каждый человек, но в искаженном виде.
    Переход от одной стадии к другой изменялся со временем года (после первой операции – весна, олицетворяет собой начало новой жизни, прогресс – лето, самый расцвет интеллектуальных способностей Чарли, а регресс – осень, как замирают все процессы в природе, так и у Чарли все процессы развития остановились).

    3
    26