Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним15 августа 2016 г.

    Итак, Митчелл и его «атлас». Я еще в университете смотрел фильм и оставил он мне двоякое ощущение интереса и в тоже время недосказанности, а уже на ЛЛ узнал о книге и долго танцевал над ней, ввиду количества страниц, но вот наконец-то появилось настроение для чтения. В первую очередь меня интересовало построение сюжета, переплетение новел с поправкой на разрыв во времени, но оно оказалось, увы, простенькое. Книга «музыкальная», поэтому Митчелл скорей всего намекал на нотный до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Тот же принцип датировки рассказов: 1848 г. – 1931 г – 1970-е – современность – далекое будущее – очень далекое будущее – очень далекое будущее – далекое будущее – современность – 1970-е – 1931 г. – 1848 г. Нотный принцип (более удачное определение, поскольку напрямую связанное с рассказом 1931 года и общей теорией) или, ближе восточноевропейскому человеку, принцип матрешки.

    Рассказы. Из шести, один – стилизация как письма так сюжета под голливудский сценарий – у меня вызвал резкое отторжение. Если так и было задумано, то давайте похлопаем господину Митчеллу за прекрасную авантюру – я так и повторял себе: carbonid1, давай, давай, миленький, только 50 страниц и Добби свободен. Два раза пришлось читать это, к сожалению. Остальные же шли более-менее весело. Выделю, пожалуй, «далекое будущее», в именно историю о Сонми-451. Да, внимательный читатель, может быть, уловил аллюзию на известную книгу, но спешу заверить, тут имеется в виду скорей жанр антиутопии, чем книга Брэдбери. А если копнуть уже сюжет рассказа, то он там, как и финал, философская суть, чистый Оруэлл, причем самое лучшее из «1984». Вся красота той книги: добро и зло, как инь и янь – неразделимы; зло служит добру, добро использует зло (или наоборот, зависит от вкуса и настроений читателя).

    Отдельно о фильме. Перемотал после книги и чуть не заплакал. Если книга в некоторых местах откровенно ковыляет медленным ходом, натянутостью идей Ницше, размытием этих самых идей из-за кирпичности книги, то братья-сестры Вачовски переработали сюжетные линии в некоторых местах до неузнаваемости, уже упомянутая Сонми-451 стала новой Матрицей-ломай-систему, что убило замысел Митчелла и соответственно Оруэлла, так как он сделал кальку, но общую теорию «вечного возвращения» оставили нетронутой. Это и привело, наверное, не меня одного, в состояние легкого недопонимания после просмотра картины. Однако прекрасный саундтрек вместе с трейлером немного очищают карму фильма.

    На самом деле, у меня и к Митчеллу есть вопросы: графомания, готовые цитаты для ВК, увлеченность марксизмом , он же пишет постмодрен, также дикая трактовка «вечного возвращения» – наносят значительный удар по общим ощущениям от книги, но если есть время, вдохновение после прослушивания саундтрека, желание зависнуть в сборнике рассказов, то почему бы и нет.

    19
    157