Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
sarkinit14 августа 2016 г.Говорят, мужчины не плачут… Да вы просто не умеете их обижать!)))
А вот Жауме Кабре умеет: они у него не только плачут – ревут белугой! Как верно заметил главный герой произведения, этот роман написан «слезами с небольшой примесью чернил». Пока болезнь Альцгеймера окончательно не поглотила его личность, он решает сочинить послание возлюбленной, в котором рассказывает историю своей семьи и принадлежащей ему антикварной скрипки.Ценность любой автобиография, даже вымышленного персонажа, определяется степенью её объективности. И хотя главный герой безусловно искренен в своей покаянной исповеди, он заблуждается в интерпретации событий, целиком сконцентрировавшись на сентиментальных чувствах и не уделяя должного внимания практической стороне вопроса.
Всю жизнь он подспудно страдает, полагая себя лишённым родительской любви и не желая признавать иных её проявлений, кроме как ласка и нежность. Но дело в том, что с мальчиком не сюсюкались, его воспитывали. Он получил великолепное образование и возможность развить свои природные способности под руководством лучших преподавателей. И даже пойдя на открытый конфликт с матерью, он не остался без финансовой поддержки, благодаря которой всю жизнь делал только то, что хотел! Непозволительная роскошь для большинства людей, воспринимаемая им как должное.
Мне показался крайне примечательным эпизод с продажей семейного антикварного магазина. Мама фактически благословляет Адриа разрушить дело всей её жизни, лишь бы сын был счастлив. Это о многом говорит.Второй ложный постулат, который полагается слепо принять на веру, заключается в какой-то восторженной любви между Адриа и Сарой. Мне показалось, они оба забыли повзрослеть и живут призраком юношеской влюблённости. Хлипкая конструкция их отношений не скреплена взаимным доверием и уважением к чувствам партнёра, поэтому достаточно лишь небольшого усилия, чтоб она распалась. Если первый разрыв ещё можно оправдать моральной незрелостью подростков и интригами родителей, то, когда тётка на пороге климакса высасывает из пальца повод, чтобы расстаться, а потом самозабвенно страдать и шантажировать ультиматумами своего возлюбленного, то это уже клиническое самодурство!
Мне был вполне симпатичен смышлёный любознательный ребёнок Адрия Ардевол, которому недоставало сентиментальных проявлений родительской любви, и стал совершенно омерзителен эгоистичный инфантильный трус, в которого он превратился. Но я ему всё равно сочувствую. Печально и несправедливо, когда так нелепо угасает столь великий ум. Автор тонко воссоздаёт внутренний мир и переживания своего героя, не идеализируя и не обеляя истинных мотивов его поступков. Несмотря на целый ряд выдающихся способностей, которыми щедро наделён персонаж, получился очень правдоподобный, понятный и узнаваемый образ, в который можно смотреться, как в зеркало. Особо хочу отметить, что Кабре выбрал удачное сюжетное решение с использованием приёма психологической защиты: когда Адриа боится в чём-то себе признаться, его совесть говорит голосами детских игрушек. Оригинально и совершенно очаровательно!
Исповедь главного героя кажется немного тривиальной и излишне мелодраматической на фоне почти что приключенческой биография антикварной скрипки. Никогда не думала, что у музыкальных инструментов бывают собственные имена! История скрипки просто восхитительна: все наивно полагают, что владеют ей, а на самом деле это она коллекционирует людские души! Наверно, так происходит с каждой вещью, которой добровольно отдают себя в рабство глупцы, которым удалось постичь лишь самый примитивный, после обжорства, источник удовольствия – удовольствие от обладания материальной ценностью.
Поначалу меня дезориентировала своеобразная структура изложения материала в романе: в линейное биографическое повествование неожиданно вклиниваются мозаичные фрагменты других историй. При этом, отсутствует всякое разграничение текста. Так, например, мальчик беседует с отцом, задаёт вопрос, а следующая реплика принадлежит уже монаху из четырнадцатого столетия. К сожалению, мне удалось приноровиться к манере повествования только перевалив за половину книги. Но когда я приспособилась и почувствовала внутренний ритм текста, то даже начала получать извращённое удовольствие, интуитивно предугадывая очередной временной скачок.
Я нахожу весьма удачным художественное оформление обложки, которое довольно точно передаёт атмосферу детства Адриа. А вот настроение «взрослой» части книги наверняка отражают многочисленные произведения классической музыки, упомянутые на страницах романа. Герои предпочитают делиться своими чувствами не в вербальной форме, а играя на скрипке. К сожалению, природная лень помешала мне отыскать и прослушать соответствующие аудиозаписи, а издатели не догадались приложить компакт-диск.Во вовремя чтения я самозабвенно придавалась своему излюбленному занятию – ловле «блох» в тексте. К чести автора, я нашла всего пару огрехов. Более всего меня удивила необъяснимая метаморфоза характера, произошедшая с отцом главного героя. Я не поняла, как юный трепетный семинарист, в которого просто невозможно не влюбиться, превратился в желчного корыстолюбивого импотента. И вопрос, который терзает меня до сих пор: как могла вдребезги разбиться скрипка, но уцелел старинный футляр?)))
Это сложное многослойное произведение и лишь от конкретного читателя зависит, насколько глубоко копать. Я оказалась не готова к тому, что книга будет беззастенчиво спекулировать моими чувствами, с грациозной лёгкостью пройдясь по всем болевым точкам, начиная с несчастливого детства, через собственнический инстинкт и заканчивая холокостом. Несмотря на кажущееся обилие затронутых в романе тем, они служат лишь обрамлением к философским рассуждениям о природе зла. Если я правильно поняла авторскую точку зрения, зло – это вполне осознанный моральный выбор каждого человека, и не всякий грех достоин прощения, и не каждое злодеяние можно искупить добрыми поступками, но пытаться всё равно стоит.
10152