Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    TatyanaZhdanovich11 августа 2016 г.

    Интересно, что своё произведение Виктор Гюго посвятил собору, чтобы уберечь его от сноса или модернизации. Роман действительно сыграл огромную роль в сохранении шедевра средневековой архитектуры, более того, после выхода произведения Гюго развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. Этот факт восхищает, но в то же время, это одна из причин, по которой читать было довольно трудно. Многочисленные подробные исторические справки, размышления о судьбе архитектурных шедевров в целом и отступления на тему судебной власти заставляли временами откладывать книгу. Но каждый раз хотелось вернуться и продолжить наслаждаться великолепным языком автора, переживать за судьбы главных персонажей.
    В этой книге главное не сюжет, но я, как человек живущий в 21 веке и малознакомый с французской классикой, была тронута именно историей отношений Эсмеральды, Квазимодо и Клода Фролло.
    Образ Эсмеральды многолик, это воплощение не одной женской судьбы Средневековья. Становится жутко от того, как велика может быть сила невежества и как мал и беспомощен человек, когда эта сила направлена против него. У меня щемило сердце от участи, которая постигла девушку, хотя сама героиня не вызывала симпатии своими поступками и мыслями.
    Образ Квазимодо показался довольно спорным. С одной стороны, это любовь и животная преданность, побеждающая смерть, с другой - возникает вопрос: а что бы изменилось, если бы у Квазимодо была другая внешность? Скажем, если бы он обладал красотой Феба, история могла сложиться иначе и пылкое безумное чувство, овладевшее звонарём, жаждало бы взаимности.
    И, наконец, священник. Мне кажется, Клод Фролло чем-то сродни Квазимодо: у одного уродливая внешность, у другого - душа. Несмотря на это, мне было жаль монаха. Предсмертный хохот в конце обращён к самому себе. Это не злорадство, а отчаяние, осознание того, как низко он пал.
    Виктор Гюго обнажает человеческую природу, рисует гротескных персонажей, в которых собраны пороки человечества. Очень понравился стиль изложения автора, ирония в описании событий и людских характеров. Об этой книге можно много писать и много думать. В этом, наверное, и заключается её величие.

    8
    140