Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним7 августа 2016 г.


    На моем столе лежит книга. Старая, неприметная, ни чем не отличающаяся от других. Неодушевленный предмет, "мертвая", на первый взгляд. Но в моей голове навязчивый вопрос не дает покоя: как она остается такой, с пожелтелыми, а не залитыми кровью страницами? Почему из-под обложки не раздаются приглушенные вопли людей и умирающих лошадей?


    "Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов".

    "На Западном Фронте без перемен", "Возвращение" Э.М.Ремарк.

    Свершилось мое первое знакомство с Ремарком. Пишу единый отзыв, ибо второй роман является логическим продолжением первого, корни произведений едины - "потерянное" поколение.

    "На Западном Фронте без перемен" излагает события Первой Мировой Войны глазами немецких солдат. Молодые парни из одного класса отправились добровольцами на поле битвы. Повествование ведется от лица одного из них - Пауля Боймера, еще недавно школьника, а теперь профессионального убийцы под оправданием громкого понятия "патриотизм".

    Ума не приложу просто, как КАК такое вообще может быть, как такое вообще может быть допущено и оправдано в нашем мире? Вот она изнанка героизма на войне, пафосных речей, направленных на воодушевление людей, которые убивают других таких же людей по чьему-то приказу сверху. Они не сделали ничего друг другу плохого, но продолжают стрелять, метать гранаты, как перепуганные до смерти животные, убедившись в лживости красивых речей и верности инстинкта самосохранения. Молодые парни, они так боялись, что, вернувшись домой, не обретут себя вновь. Но вопрос в том, вернутся ли они?
    Это первая книга, когда слезы хлестали из моих глаз с самых первых страниц. Такая боль, горечь, отчаяние на каждой странице, что ни одна любовная драма не сравнится с этой живой настоящей историей, изнанкой события, сухо изложенного в учебниках.
    Кеммерих...
    Кропп, Катчинский, как они мне полюбились, как сложно было расставаться с ними.


    "Солдаты, возвращенные отчизне, хотят найти дорогу к новой жизни".

    В романе "Возвращение" события разворачиваются на территории послевоенной Германии, сыновья своих матерей вернулись на Родину и теперь им предстоит жизнь, в суете которой сложно осознать окончание войны и приход пресловутого "мира". Все, за что сражались офицеры, за честь своего государства, кануло в бытие - Германский кайзер бежал, плюнув на свое детище, в стране революция и голод. Мужья вернулись к женам, но были ли они верны? Парни вернулись домой, но что им делать, куда податься и деть себя, если не имеешь ни профессии, ни своей семьи, ничего, что закрепило бы их в новом мире, мире, где нет угрозы погибнут в любой момент? "Потерянное" поколение, потерявшее самих себя. Гиблые люди, о которых забыло "заботливое" отечество. О своих сынах, переживших такое ради его чести оно посмело забыть!


    "Молодежь всего мира поднялась на борьбу и в каждой стране она верила, что борется за свободу! И в каждой стране ее обманывали и предавали, и в каждой стране она билась за чьи-то материальные интересы, а не за идеалы; и в каждой стране ее косили пули и она собственными руками губила самое себя!"

    Альберт Троске, Георг Рахе, Адольф Бетке, Людвиг Брайер, Фердинад Козоле, Юпп, Макс Хеель, Вилли, Тьяден и другие - сослуживцы героев предыдущей книги. В "Возвращении" имеются отсылки к нему в виде упоминания погибших в прошлом произведении солдат. Книга написана от лица Эрнста Биркхольца, разумного парня, пытающегося продолжить жизнь и вернуть очарование утраченной юности.

    Читая роман, ощущаешь на себе всю боль, растерянность героев, воспоминания о войне тревожат твое сердце вместе с сердцем этого человека-рассказчика. Истошный крик звучит где-то внутри тебя, сдерживаемый всем существом. Ты всей душой привязываешься особенно к некоторым персонажам, жалеешь их и внезапно теряешь ...
    Ремарку в обеих книгах удалось откровенно, без пафоса и натурально рассказать об обратной стороне медали, стиль Ремарка душевный, проникновенный, язык красивый и многословный. Ведь сам писатель был непосредственным участником всех событий того времени.
    Так прекрасно, что в наше время Эрих Мария Ремарк остается почитаемым автором-классиком, ведь ценность его произведений даже не в историзме, а в затронутых проблемах, в одаренности автора излагать чувства на бумаге.

    9/10 (единственное, за что я снизила оценку - это лишь за мое настроение и желание скорей дочитать книгу. месяц был и так загруженным, но когда появилось время, несмотря на то, что мне не было тяжело читать книгу саму по себе, просто желание и тяга к чтению иссякла на время)
    +прикрепляю этот берущий за душу клип, который просто взрывает меня так же, как и эти книга.


    И всё, чем ты жил; чего ты ждал;
    Чем дорожил, о чём мечтал.
    То, кем ты был и кем не стал -
    Нам не важно!

    Louna - Те, кто в танке.

    ___________________________________________________
    АХТУНГ! СПООООЙЛЕЕЕЕРЫЫЫ!!! ОСТОРОЖНО!

    В начале книги еще как событие будущего описывается смерть Тьядена. Но он остается жив до конца второй книги. Единственная простительная нестыковка, если вы читали, замечали ли?

    3
    63