Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним2 августа 2016 г.Виктор Гюго - французский писатель-реалист XIX века, классик французского исторического романа.
Будучи участником общественной борьбы за охрану старинных архитектурных памятников, Гюго задумывается о создании романа, который по его словам должен быть "... в одно и тоже время роман, драма и эпопея, конечно, живописный, но в тоже время поэтический, действительный, а так же идеальный, правдивый и величественный одновременно".
Писатель произнес пророческие слова. В своем романе "Собор Парижской Богоматери" он соединил черты исторической эпопеи, романтической драмы и психологического романа, описав жизнь парижан эпохи классического Средневековья.
Действие романа разворачивается в Париже XV века. Собор Парижской Богоматери - величественный памятник романо-готического зодчества, возвышающийся над городом и охраняющий его, словно "огромный страж". Именно католический собор объединяет главных героев: Клод Фролло - архидьякон храма, Квазимодо - звонарь, Эсмеральда - цыганка-танцовщица, выступающая на Соборной площади, Феб де Шатопер - капитан стрелков и жених Флер-де-Лис де Гондельрье, которая живет в доме с окнами, выходящими на Собор, а Пьер Гренгуар - ученик Клода Фролло; и сам в тоже время становится главным героем романа.
В своем произведении Гюго использует несколько сюжетных линий, которые, переплетаясь, раскрывают социальные проблемы и психологию человека того времени.
Центральной линией, которая пронизывает весь роман, является линия любви.
Эсмеральда - прекрасная девушка, приковавшая внимание Парижа. Горожане с удовольствием наслаждаются её танцами с козочкой Джали, чернь почитает наравне с Богоматерью.
Клод Фролло испытывает страсть, неизведанное им ранее чувство, которое заставляет его душу метаться. Добро противостоит Злу, а Бог - Дьяволу. Архидьякон пытается любой ценой заполучить любовь цыганки, то спасая её жизнь, то отдавая в руки палача. В конечном итоге, этого справедливого и образованного священника убивает его же не находящая выхода страсть.
Квазимодо - уродливый горбун, постоянно терпящий насмешки и унижения, видит добрую душу Эсмеральды, которая подала ему, стоящему у позорного столба, воду. И лишь через внутреннюю красоту Квазимодо открывается внешняя красота девушки. Он любит её доброе сердце и готов на все: привести другого мужчину или защитить от разъяренной толпы.
И Пьер Гренгуар, и Феб де Шатопер испытывают физическое влечение к прелестной девушке. Но если поэт Гренгуар сумел перебороть плотские желания и признать Эсмеральду сестрой, полюбив в ней человека, а не женщину, то Феб - обычный Дон Жуан, наедине с цыганкой всегда оставался лживым соблазнителем. Образ Феба показывает человека, лишенного внутренней красоты и не видящего её в других.
Эсмеральда - чистое и девственное дитя, еще не познавшее всех мук любви, отдаёт свое сердце Фебу. Столь прекрасное и возвышенное чувство зарождается в душе девушки вследствие благодарности за спасение, но становится слепой верой в возлюбленного. Ослепленная любовью Эсмеральда под пытками признается в убийстве капитана.
Трагичность судьбы каждого из героев романа заставляет задуматься над духовными проблемами человека: проблемой выбора, красоты и уродства, любви и ненависти, духовного поиска и другими.
Историко-культурная линия романа освещает не только этические, но и социальные проблемы.
Собор Парижской Богоматери, по мнению самого Гюго, есть воплощенное в камне Слово, которое представляет собой сдерживающую силу грубого и необразованного парижского люда. Так храм становится убежищем для обвинненной в колдовстве Эсмеральды. Лишь после молитвенного поклонения и обещания пожертвования серебрянной статуи, Людовик XI приказывает стрелкам штурмовать Собор.
Королю и его приближенным не приходит в голову мысль, что бунтующая чернь хочет разжиться на церковных богатствах, освобождая свою сестру. Власть совершенно оторвана от народа и его нужд. Голод и нищета, а, в результате, грабежи, убийства и обвинения в колдовстве - малая часть "язв на теле общества".
Таким образом, Виктор Гюго поднимает нравственно-этические, духовные и социальные проблемы, которые прогрессируют из века в век и порождают новые.11184