Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

After You

Jojo Moyes

  • Аватар пользователя
    bezkonechno1 августа 2016 г.

    Как жить дальше?..

    Кто как, а я под экразнизацию романа "До встречи с тобой" читала его продолжение. Почему? Тут масса мнений о том, что оно лишнее, но все-таки я решилась. Есть такие истории, которые попадают прямо в сердце. Когда есть возможность хоть на одну книгу вернутся к этим истокам, немножко — к героям, то ты ее используешь. Что могу сказать? За исключением всего нескольких неосновных сюжетных линий, продолжение мне показалось уместным и гармоничным. Это безумно радует. Так что книга не разочаровала — наоборот, мне показалось удивительно реалистичным и в главных вещах не утрированным такое воплощение. За все, что слишком я сняла полбалла, но главное тут передано пусть не до мурашек, но все равно в хорошей мере пробирает и новые ветви с новыми персонажами оправданы. Если у этой книги и должно было быть продолжение, то за такое продолжение можно похвалить Джоджо Мойес больше, чем порицать. Не знаю, насколько это выгодно киношникам, но в целом я не против новой экранизации, тем более, что Джози, мама Лу, там вполне в стиле киношной Лу с ее переигрываниями. В отличии от предыдущей, от этой истории остается светлое послевкусие, ощущение того, что все в этой жизни правильно, даже если чужой выбор не оставил тебе ничего другого...


    «Когда ты хоть как-то причастен к ужасному, роковому событию, то все получается не совсем так, как ты думаешь. Ты считаешь, что главное для тебя – преодолеть психологические последствия ужасного, рокового события. Это и яркие воспоминания, и бессонные ночи, и бесконечное прокручивание пленки назад с неизменными вопросами: а правильно ли ты поступил, все ли сказал, что следовало сказать, мог ли ты поступить хоть как-то иначе?»

    Никто не учит нас жить после потери, даже Уилл. Молодой человек ушел, оставив некоторые указания о том, чтобы не тревожились, не вспоминали, не думали — жили дальше. Вот только как такое возможно? Все равно он остается, как остается и то, что он оставил после себя, те же мысли, которые тревожили еще до разлуки. Жизнь Лу превратилась в перманентное переживание горя, настойчивые воспоминания и даже ходы, что могли бы все изменить. Это все уже пустое, уже ничего не значит, но жить дальше не получается. Мир напоминает вакуум, где все об одном — о том, как могло бы быть. Куда подевалась та озорная девчушка, пусть с наивными, но все-таки мечтами, та девушка, которая так радовалась пчелиным колготкам и пела детсткие песенки?! Вот что остаеся после. Ничего прошлого.

    Кто-то переживает горе легче, а кто-то труднее. Однако жизнь идет для всех, идет, даже если ты ее не живешь в тот момент, даже если ты все еще живешь в мире, где есть Уилл, вполне осязаемый и реальный, возвращающий к мысли о том, что ты делаешь неправильно, с точки зрения оценки событий молодым человеком и сыном. Тебя все еще колет каждое сообщение, каждая газетная заметка… Трудно представить что не способно напомнить и вызвать волну той жизни, а с ней — боль, отчаяние, вину, предательство и еще довесок личных ощущений того же характера. Невозможность отпустить — худшее состояние горя.


    «Как объяснить им, почему мы без слов понимали друг друга? Почему у нас были свои шутки, свои секреты и своя, быть может, суровая правда? И как сильно эти короткие шесть месяцев изменили мое мироощущение? Ну и наконец, как ему удалось настолько заполнить мой мир, что без него он совсем опустел?»

    Эта книга о том, что все равно нужно жить дальше, как знать, может, скоро случится некое событие, которое станет новым витком? Ведь жизнь продолжается. Жизнь по-прежнему продолжается и есть определенная точка пересечения, которая все перевернет. Как раз самое время появится новому человеку Лили, который возвратит в прошлое Уилла! Причем не в то прошлое, о котором мы знаем, а то, в котором Уилл был не самой приятной личностью, парнем, который разбрасывался вниманием направо и налево, не считаясь с чувствами других. Если вам мало было личности Уилла после трагедии, то тут этот пробел восполняется во всех возможных красках, а если вы из тех, кто склонен его идеализировать, то для вас будет сюрприз. Мне очень понравился ход с прошлым, потому что если туда не вернуться, то какой смысл в продолжении книги?


    Миссис Трейнор осторожно пригубила стакан с водой.
    – Я хотела показать тебе другого Уилла. Мне казалось, что после того, как он умер, со стороны его жизнь видится очень однобоко. И еще я хотела показать, что он был больше чем просто калека в инвалидном кресле. Больше чем несчастный человек, выбравший такой способ ухода из жизни

    Родителей никто не учит хранить память о сыне, однако они лучше всего владеют этим страшным искусством, ощущая каждой клеточкой саму суть личности, которую им бы хотелось сохранить и передать, продолжить.


    Я любила человека, который открыл для меня мир и все же любил меня недостаточно, чтобы остаться в этом мире. И вот теперь мне было страшно полюбить человека, способного полюбить меня, в случае если… В случае чего?

    Тут есть не только персонажи, рисующие прошлое, но и персонажи из будущего, как Сэм — один из причастных к переживаниям Лу. Я не зря написала о том, что самая страшная стадия горя — невозможность отпустить, потому что это прямая ассоциация с предательством. Как можно забыть такую любовь? Как можно оставить в прошлом того, кто до неузнаваемости изменил тебя и таким образом оставил, пусть даже оставил, чтобы жить. Как можно жить? Лу просто не знает, что делать, как поступать с новыми людьми в своей жизни, чтобы это было максимально правильным и честным по отношению к себе, к Уиллу и к ним. Что делать с первыми чувствами, которые вяжутся не с продолжением жизни и счастьем, а с предательством? Это первые чувства после.


    «Мы идем вперед, бережно неся с собой воспоминания о тех, кого потеряли. И основной целью нашей маленькой группы было научиться понимать, что воспоминания эти отнюдь не являются тяжким бременем, отягощающим душу и заставляющим топтаться на месте. Нет, память о наших любимых мы должны считать даром Небес. И наши встречи, во время которых мы делились воспоминаниями, переживаниями и маленькими победами, позволили нам понять очень важную вещь. Это нормально – быть грустным. Или потерянным. Или сердитым. Нормально ощущать весь спектр эмоций, быть может не всегда понятных другим. И нередко в течение долгого времени. Каждый из нас должен пройти свой собственный путь. И мы не вправе никого осуждать.»

    Эта книга о том, как переживают горе в крайней его степени и о том, что жизнь продолжается. Никто не остается далеко. Никто. Все продолжается. Иногда не может существовать никаких ”если бы это случилось раньше”, потому что все случается вовремя. Может быть, не надо было раньше, я даже допускаю, что ключевая встреча ничего бы не изменила в планах Уилла, в планах человека, который совершенно четко сформулировал, почему не может ТАК дальше. Он ушел с легкой грустью, с твердостью своей позиции, максимально смягчив свой уход для тех, кто его принял, он ушел с ощущением, что остаются те, кто будет продолжать жить за него, той жизнью, которую больше всего на свете он хотел прожить так, а не иначе. Уилл ушел взвешенно и спокойно. И теперь задача Лу, задача родителей, задача Лили — жить так, как он этого хотел: без ощущения предательства, с ощущением продолжения Уилла в себе самом, в каждом, кто хранил память в сердце.


    У меня вдруг словно спала пелена с глаз. Оглядевшись вокруг, я неожиданно осознала, что практически каждый человек несет на себе жестокий отпечаток любви. Любви, которую мы потеряли, которую у нас отняли и которую кто-то другой унес с собой в могилу.
    Теперь я поняла, что Уилл сделал это с каждым из нас. Естественно, не специально, но, отказавшись жить дальше, все-таки сделал.


    И опять открытая дверь. Все зависит от того, насколько Лу обрела новый смысл, опору, силы, насколько она готова… Хочется думать, что все будет хорошо, ну потому что Сэм хороший парень и, если это уместно говорить, Уилл бы его одобрил, Кларк. :) Выбор — иногда так хочется, чтобы он был однозначен.

    22
    156