Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июля 2016 г.

    – Скажи мне наконец, отчего у нас все так глупо получается?
    – Этого никто не объяснит. Чем больше мы друг с другом говорим, тем меньше что-либо понимаем. Есть вещи, которые невозможно ни понять, ни объяснить.

    За месяц умудрилась прочитать две книги Ремарка, хотя почему-то думала, что после "Искры жизни" буду очень долго отходить. Теперь после "Триумфальной арки" точно стоит сделать перерыв. Прочитала вторую книгу и второй раз заканчиваю читать с болью и со страшным горьким послевкусием, хотя что еще можно ожидать от книги, повествующей о предвоенном времени? Странно, я почему-то самую малость ждала чего-то другого, не стоило. Но несмотря на это осталось совершенно прекрасное впечатление от книги, от красивых и очень поэтичных описаний самых простых вещей, на которые Ремарк делал яркий акцент и поэтому перед глазами вставали красочные картины Парижа, его улицы, многолюдные бульвары, площади, парки, кафе, а центром всего была Триумфальная арка. Казалось, что все дороги ведут именно к ней. Потому что она незримо присутствует везде. Пускай в тексте нет частого упоминания о ней - так, довольно обрывочное и быстрое, но арка обладала каким-то поистине магическим свойством и нависала над всем своей большой и темной громадой.
    Помимо этого есть две главные и захватывающие линии любви и мести главного персонажа. Любви здесь больше, гораздо больше. Она странная, запутанная, сложная и в какой-то степени действительно глупая. И быть вместе не получается и отпустить друг друга каждый из них не в состоянии. Точнее Равик может и в состоянии поставить хотя бы несмелую точку в конце предложения, но Жоан... мне казалось, что Жоан все время продлевала одну точку до многоточия. И здесь мне было очень трудно понять ее, хоть я и очень пыталась. Почему-то целиком и полностью в этой ситуации я была на стороне Равика, а не Жоан.
    Вот и мечутся две души в Париже не в силах выяснить все по-человечески, а мир вокруг них уже встает на дыбы, а в Европе повсюду уже назревает катастрофа: тревожные новости по радио, обрывки пугающих заголовков в газетах, беженцы, выкручивающиеся любым способом и стремящиеся поскорее улизнуть в Америку. Воздух становится тягуче плотным, как в преддверие грозы. У двух людей осталось слишком мало времени, они уже не разговаривают по-французски, а в последние минуты отдают дань своим родным языкам - немецкому и итальянскому. И от этой печальной сцены щемило сердце. Пускай Жоан далеко не идеальна, но она многое успела дать Равику, как сам он говорил:
    — Неправда, это я без тебя был совсем погибшим человеком. В тебе был весь свет, вся сладость и вся горечь жизни. Ты мне вернула меня, ты открыла мне не только себя, но и меня самого.
    Такого душераздирающего конца для них мне не хотелось.
    А после этого на мир обрушивается та самая буря, в которую не все верили и всё надеялись, что авось как-нибудь обойдется. И до этого уже было такое, не раз пугали, но ведь проходило мимо? Но не в этот раз. Возле Энтернасьоналя стоит грузовик, а вокруг него столпилась толпа беженцев, нелегально проживавших в Париже, у которых не было возможности скрыться. Куда они теперь? Куда их везут? Неизвестно. Только Триумфальная арка печально провожает их, пусть в кромешной темноте ее невозможно разглядеть.
    Помимо этого в книге очень много трагических ноток, от чтения которых разрывается сердце. Пусть тяжелая книга, пусть после нее придется отходить, но Ремарк умеет очаровывать, цеплять глубиной, каждой строчкой, потому что всю "Триумфальную арку" можно цитировать вдоль и поперек и этого будет мало, катастрофически мало. Каждая фраза находит свой, особый, отклик в душе.
    Несмотря на оставшееся послевкусие, я совершенно покорена этой книгой.

    20
    108