Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Американская трагедия

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    jennieshennie28 июля 2016 г.

    Трагедия не одного человека, а целого общества

    Натуралистический роман Теодора Драйзера «Американская трагедия» стал, пожалуй, самым знаменитым творением писателя, который так же возымел и коммерческий успех. После прочтения эта психологическая драма оставляет привкус противоречия и неудовлетворенную жажду справедливости. Почему неудовлетворенную? Ведь, казалось бы, правосудие свершилось и злодей наказан, но гармонии, которая после этого должна была воцариться в душе, так и нет. По-настоящему все, как и в реально жизни, гораздо сложнее. Драйзер не разделяет своих персонажей на абсолютно плохих или дотошно хороших, нет, иначе бы у него не получилось написать столь правдивое, находящее своих читателей и по сей день произведение; в нем отражается вначале взлет («американская мечта»), а затем – неизбежное падение (сама «американская трагедия»).

    Человек многое берет из семьи, многое, да не все. Клайд Грифитс родился в семье бедных религиозных проповедников, которые с самого раннего детства пытались привить сыну все самые лучшие качества, которые помогли бы Клайду стать в будущем по-настоящему хорошим человеком. Но именно недостаток денег, почти полная оторванность супругов Грифитсов от реалий мира, недостаточное внимание к важности школьного образования сыграли свою роль. Клайд подвергался насмешкам со стороны сверстников, страдал от того, что не сумел получить должного образования. Здесь есть некая родительская безответственность, из-за которой им не удалось уберечь своих старших детей, Эсту и Клайда, от ошибок.

    На Клайда нельзя надеть ярлык ни полностью отрицательного персонажа, ни положительного. В нем, как и в большинстве людей, можно найти отклик от обоих. Он обычный молодой человек, стремящийся к признанию в обществе, финансовому благополучию и, что немало важно, любить и быть любимым. Разве можно осудить его за эти естественные для каждого потребности? Отнюдь. Однако средства, которые он при этом использует, очень даже помогают Мейсону это сделать: ложь, двуличие, жестокость, приведшая Клайда в итоге к гнусному и ужасному преступлению, несомненно, и вызывают во мне такой диссонанс. Мне одновременно и жаль Клайда, такого молодого, в какой-то степени наивного, но тот факт, что он так и не почувствовал вину о содеянном, вызывает во мне глубокую антипатию. Он эгоист. Самый настоящий трус и эгоист. На протяжении третей книги романа он постоянно старался себя оправдать, что это вовсе не он, а обстоятельства и другие люди заставили пойти его на такой отчаянный шаг. Клайд постоянно восклицал в своих мыслях, что он хочет жить, хочет исправиться, что он не заслужил такого сурового наказания, как электрический стул. С одной стороны, я понимаю его и искренне ему сочувствую, но ясно звучат одни и те же вопросы: а ей не хотелось жить? Ради чего оборвалась драгоценная человеческая жизнь?

    Клайд хотел быть частью светского общества, общаться на равных с его представителями, которых с легкостью можно назвать однотипными. В них не было ничего, что могло бы сделать их отдельными личностями, выделить из однородной массы людей, пропагандирующих праздный образ жизни. Высшее общество привлекательно, оно манит Клайда словно электрический фонарь мотылька. Было ли в Сондре Финчли что-нибудь особенное, кроме ее красоты, богатства и умения ездить верхом? Сомневаюсь. Да и хорошо ли знал ее Клайд, чтобы по-настоящему полюбить? Нет, нет и нет. Его влекла ее беззаботность, успешность и материальная обеспеченность. Клайду, выросшему в нищете и лишениях, она кажется идеальным примером счастливого человека. Все, о чем он страстно мечтал, воплотилось в светлом лике этой красавицы. Вот то, ради чего он пойдет на все, вот то, что подтолкнет его к преступлению.

    По мере прочтения романа я наблюдала его метания, его смятение и неуверенность. Параллельно с этим легко можно отследить все черты его непростого характера: природная слабость, трусость, излишняя самоуверенность (не подкрепленная ровным счетом ничем, за исключением, пожалуй, его недурной внешности), порывистость, неумение сделать правильный выбор с одной стороны, и трудолюбивость, доброта и открытость, искренняя привязанность и любовь к матери, веселый нрав – с другой. Мое отношение к этому персонажу беспрестанно менялось. Он действительно мог стать тем человеком, к образу которого стремился, но одна чаша весов его внутреннего мира перевесила другую, и его мечта обернулась трагедией.

    Впрочем, это произведение является авторским портретом Америки ХХ века, эпохи, в которой жил и творил писатель. Он знал о ней не понаслышке, Теодор Драйзер видел Америку изнутри. При написании романа он опирался на свои исследования, опыт и наблюдения. В основу его труда лег реальный случай, случившийся в 1906 году. Здесь минимум вымысла и идеализирования этой страны. Америка предстает перед читателем безразличной, жестокой и несправедливой, где даже суд, используя людское несчастье, имеет свою политическую выгоду на предстоящих выборах.

    Стоит ли читать роман? Однозначно стоит. «Американская трагедия» поднимает многие вопросы, помогает самому найти ответы на них, разглядывая различные аспекты жизни с самых разных сторон. Она изобличает весь тот свет, к которому так безрассудно рвутся молодые люди, отметая нравственность и подлинное счастье.

    5
    121