Рецензия на книгу
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
Гюстав Флобер
Miss_SnowWhite28 июля 2016 г.«Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться — учиться говорить так же, как учиться умирать» (Гюстав Флобер)Хотя «Воспитание чувств» лишь второй прочитанный роман одного из самых блестящих писателей родины «прекрасной Марианны» (а первым был, естественно, «Мадам Бовари»), невозможно не насладиться богатым языком Гюстава Флобера. Умение тонко, изящно и весьма метко описывать даже самые малейшие детали, а то и вовсе, мелочи, свойственно безусловно талантливым писателям. Сюжет, конечно, важен, но ведь не менее значимо мастерское его (сюжета) раскрытие. Гюстав Флобер умеет так оформить каждое предложение, наполнить его нужными словами, что в итоге, перед глазами читателя встает вполне яркая и четкая картина происходящего с героями романа. Более того, воссоздается атмосфера времени, что очень важно, передается дух эпохи, с именно ей присущими нравами и помыслами. В данном случае, читателю не предстоит окунуться в запутанное, полное интриг и козней повествование. Скорее, «Воспитание чувств» идейно напоминает «Утраченные иллюзии» Оноре де Бальзака и даже «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Главный герой романа – Фредерик Моро – молодой провинциал, направляющийся в Париж, как и все прочие юноши – стать успешным в карьере и занять хорошее положение в обществе. И вроде бы у Фредерика есть все необходимые данные, но так уж выходит, что действий никаких молодой человек и не совершает. Он живет своими страстями, ветрами эмоций и дуновением чувств. Вот он влюблен без памяти в замужнюю даму, с которой ему не суждено сблизиться, но все свои мысли дарит ей, а вот у него уже любовница, дама светская. И один день сменяет другой, а жизнь проживается Фредериком без толку. Чувства и чувствительность взяли верх над разумом и рассудком. Фредерик уже и сам окончательно запутался в своем внутреннем мире. Его поступки бессмысленны, ошибка следует за ошибкой. И даже не сочувствуешь месье Моро. Он глупо растратил все свои возможности в обществе и государственной карьере, после бега от одной женщины к другой, остался и вовсе без всякой. Мир иллюзий должен был когда-то рассыпаться. А Фредерик, собственно, мало переменился, вся жизнь прошла где-то рядом, но не с ним. Отмечу, что время, в которое развиваются события, переломное (очередное переломное) для Франции – середина XIX века, революция 1848 года и скорое создание Второй Империи. Второстепенных героев, по сути, нельзя делить на «положительных» и «отрицательных»: это и великосветские дамы и девицы полусвета, и почтенные матроны и юные сумасбродки, и революционеры с консерваторами, и журналисты, предприниматели, банкиры и политики, и студенты с профессорами и т.д. И конечно же, Париж, всегда и во всем манящий Париж. Зато как тонко все же Флобер описывает сценки из частной жизни буржуазного Парижа и вечно догоняющей его провинции. И, ах, что за великолепный слог! Все-таки я преданная поклонница французской классической литературы))
4225