Рецензия на книгу
Двенадцать стульев
Илья Ильф, Евгений Петров
Аноним23 июля 2016 г.Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей. Остап Бендер, которого понесло. Вот откуда взялись все крылатые фразы, которые периодически проскакивают в лексиконе даже современного человека. «И тут Остапа понесло», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!», лексикон Эллочки-Людоедки со всеми её «Хо-хо», «Хамите!» и «Трогай, парниша!» - это лишь малая толика фраз, знакомых каждому.
Интересная книга вышла у двух одесситов, пусть даже и подвергшаяся цензуре в своё время. Не менее интересным получилась и экранизация Гайдая. Когда читаешь книгу, то в голове герои обретают образы, воплощённые на экране. И очень радует, что фильм крайне близок к первоисточнику.
Антисоветская книга, показывающая всю подноготную молодой советской республики, едва-едва оправившейся после революции. Но зато какая книга!
Вроде бы вся история крутится вокруг двух центральных персонажей-товарища Бендера и предводителя дворянства, гиганта мысли и отца демократии Ипполита Матвеевича Воробьянинова – но при этом даже второстепенные персонажи, по большей части ставшие владельцами злосчастных стульев, чудесны в своей жадности, скупости, глупости и прочих пороках. Ильф и Петров так тонко и с юмором, граничащим с сарказмом, описывают их всех, что не испытываешь к ним крайне негативных чувств. Над ними можно только посмеяться от души. Герои «12 стульев» комичны, а не отрицательны или положительны. «12 стульев» - что-то вроде большого анекдота длиной в триста с лишним страниц.
Хотя, например, к Кисе Воробьянинову иногда испытываешь жалость. Бедный работник уездного ЗАГСа зря связался с товарищем Бендером. Но, с другой стороны, кабы не эта судьбоносная встреча в дворницкой бывшего дома Воробьянинова, то не было бы никаких приключений, и поиски стульев закончились бы, не успев начаться. Или Ипполит Матвеевич решил бы всё ещё в квартирке архивариуса. Но в тот день звёзды на небе сошлись по-другому. И гиганту мысли было уготовано стать тенью великого комбинатора, его верным слугой и грушей для битья.
А вот Остапа совсем не жаль. Что называется, за что боролся, на то и напоролся. Сколько верёвочке не виться, а конец будет. Безусловно, его уму, харизме и изворотливости можно позавидовать, но его нескрываемый эгоизм перечёркивает всё это напрочь. Мошенник, альфонс и вор – вот кто такой Остап Бендер на современном языке уголовного права и кодекса. И в наше время таких типов хватает. Только что талантами товарища Бендера обладают не все.
В «12 стульях» мы не найдём роста героев, каких-то глубокомысленных рассуждений о судьбах человечества, идущего каким-то определённым курсом. Эта книга – роман-фельетон, роман-шутка, анекдот. Книга для отдыха в гамаке на даче. И это крра-со-та!962