Рецензия на книгу
Десять негритят
Агата Кристи
Kummervoll22 июля 2016 г.Малость разочарован
Книги я люблю куда больше, чем кино, и уж тем более, не люблю экранизации. Потому, что обычно фильм уступает книге, все оказываются не такими и всё не таким. Когда читаешь книгу- как будто смотришь фильм. Видишь всё глазами. И поэтому, когда потом смотришь экранизацию, и видишь, что снятый фильм совершенно не совпал с "твоим" фильмом, тем, который ты ,читая, просмотрел внутри себя. Это вызывает недовольство, да и только.
Совсем наоборот выходит, когда сначала ты смотришь фильм, а потом уже читаешь. Так вышло и у меня с "Десятью негритятами". Книгу я прочёл только сегодня. Не видел смысла читать её в течении многих лет, потому, что прекрасно знал сюжет. А когда знаешь- читать уже не слишком хочется. Прочёл быстро и легко. Но воображение уже молчало. Волей - неволей видел Друбич, Зельдина, Кайдановского и прочую компанию. И в итоге, самой книгой-то разочарован. Тот самый, крайне редкий случай, когда экранизация превосходит оригинал. Да ещё и снятая в совершенно далёкой стране, и в другую эпоху. Уж не знаю, как объяснить такой странный факт, но в СССР экранизировали классические английские детективы просто великолепно. И нигде больше так не могли.
Потому, ожидал такого же- мрачного, безысходного, красивого, философского...
Первое, что разочаровало - объём книги. 130 страниц - уверен был, что она длиннее, никак не менее , чем 300 страниц. Ведь столько событий, столько характеров, историй человеческих судеб нужно уместить тут...И в итоге эта небольшая повесть показалась мне практически конспективной.
Второе- в книге не оказалось любви между Верой и Ломбартом. А этот момент стал немалым украшением фильма. (неуместная вспышка страсти, проведённая вместе ночь, доверие...а в итоге- убийство. Сильно же! Великолепный штрих к общей мрачной картине! Очень драматичный момент.
Кстати, о мрачности. Её-то родимой и не хватило. Мало атмосферности, мало описаний интерьеров да пейзажей. Да и место действия - а именно дом, отчего-то подчеркнуто новый, современный, уютный сам по себе. Нет, такие истории должны происходить в мрачных готических особняках, или полузамках, где всё старое, где всё тёмное, где всё поскрипывает. (в фильме-то дом просто шедеврален!)
И конец...Ну к чему столько ненужных подробностей, дневник убийцы, диалог о тайне острова между следователями? Зачем это? Зачем рассказывать, как он нашёл всех этих людей, как убивал? Эти все подробности, за исключением инсценировки смерти и сообщника и так понятны.И особенно не интересны- догадаться нетрудно. Куда выразительнее недлинный но потрясающий монолог судьи (про то, что истинное величие судьи в способности покарать себя! - шедевральная фраза, был уверен, что она взята из оригинала Кристи, а вот и нифига!) и выстрел в голову.
Кристи , безусловно, моё огромное уважение, в том числе за уникальный сюжет и идею. Но само исполнение малость подкачало!1091