Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дочь Ганга

Рабиндранат Тагор

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2016 г.

    Ну... Внешне - чистый Болливуд. Невероятные совпадения, случайные встречи именно с теми людьми, которые так нужны, добрые дядюшки и нахрапистые жадные тетки, эксплуатирующие светлую и чистую девушку. Похоже, Тагор был духовным прародителем большинства индийских сценаристов:). Кто смотрел хотя бы пару индийских фильмов, тот не увидит в этом наборе ничего нового.
    А новое в романе было. Индийское общество и сейчас еще очень традиционно, а сто с лишним лет назад, когда писалось "Крушение", традиции и обычаи там уверенно брали верх над здравым смыслом. И вот Тагор, ничтоже сумняшеся, идет против устоев общества и говорит, что обстоятельства, в которые человек невольно попадает, не делают этого человека хуже, что сам человек далеко не всегда виноват в том, что с ним происходит, поэтому смотреть надо на самого человека, а не руководствоваться тараканами у себя в голове (казалось бы, сто лет прошло, а многим и многим людям до сих пор приходится объяснять эту простую истину).
    Начинается все с путаницы, возникшей в результате кораблекрушения. Не совсем ясно, кто погиб, кто выжил, но в итоге Ромеш и Комола оказываются под одной крышей и в глазах окружающих являются супружеской парой. Комола тоже считает себя женой Ромеша, а вот он сам... довольно быстро он обнаруживает, что произошла ошибка, что его настоящая невеста все-таки погибла, а что стало с мужем Комолы - неизвестно.
    И вот тут начинают проявляться характеры героев. Комола честна, она искренне стремится исполнить свой долг (ну, как она его понимает) перед мужем и так же искренне огорчается и обижается, когда Ромеш безо всяких объяснений отдаляется от нее. А вот Ромеш далеко не так откровенен. Он молчит, молчит, молчит, и его молчание и нерешительность в конце концов делают несчастным и его самого, и влюбленную в него Хемнолини. Ну да, с одной стороны, так он заботится о Комоле, точнее уж, о ее репутации. Но почему бы не рассказать обо всем ей самой? Или, если уж на то пошло, не открыться перед Хемнолини, которая могла бы понять и простить, а может, и посоветовать чего-нибудь?
    Комоле, случайно узнавшей обо всем, приходится действовать самой. Выясняется, что она не только мила, заботлива и честна, но еще и очень решительна. Да, она прекрасно понимает, что даже найди она своего настоящего мужа (а как, если даже лица его она не видела, знает только имя?), ничего у них не выйдет - общественное мнение, запятнанная честь и все такое. Но долг жены призывает ее быть рядом с мужем, и она готова довольствоваться ролью приживалки у него в доме (муж, естественно, тоже ее в глаза не видел и в упор не узнает). В конце все тайны раскрываются, все узлы развязываются, честные и стойкие вознаграждаются, а менее стойкие получают шанс на новое начало (хотя хотела бы я знать, как сложится судьба Хемнолини). Happy end, ради которого автору пришлось слегка подыграть своим героям.
    А, да. Главной героине, этой идеальной индийской жене и образцу добродетели, на момент начала книги что-то около 14 лет. И в своей деревне она уже считается засидевшейся в девках. При этом она может организовать нехитрый быт на корабле, охотно берется за домашнюю работу, хочет наконец найти свой дом, в котором станет полноправной хозяйкой. А на свадьбе так боится, что жених догадается о ее стремлении поскорее выйти замуж, что даже не смотрит на него. Чудны дела твои, господи.
    Книга хороша еще и тем, что позволяет увидеть краешек индийской жизни, какой она была сто лет назад - женская и мужская половины дома, омовения в Ганге, жесткое кастовое деление (брахманам взять посуду у матросов-мусульман? Грех!), в части общества - отход от старых традиций (Хемнолини уже явно не 14, и она получила хорошее образование), детские браки, цветочные гирлянды, сари и браслеты. Экзотика, в некоторых случаях пугающе близкая.

    5
    94