Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июля 2016 г.

    Со спойлерами
    Мне сложно сказать, как много раз мне доводилось встречать что-то величественное и монументальное, но я однозначно могу отнести к такой встрече знакомство с "Собором Парижской Богоматери".
    И я попытаюсь описать, пусть не роман, но то, как он подействовал на меня.

    Виктор Гюго несколько раз знакомит читателя с местностью, которую описывает, меняя ракурс. Мы встречаем Париж с высоты птичьего полёта, рассматриваем собор с разных вершин, окунаемся в прошлое и сквозь пелену нескольких столетий порой видим современный автору город и его достопримечательности. Так же, как читатель созерцает пейзажи, толпы людей, узнает историю, описанную в романе, так же можно воспринимать и роман, с разных точек зрения. Через призму истории, взгляд автора на современные ему события, общество, с точки зрения развития культуры. "Собор Парижской Богоматери" очень многогранный, и я понимаю, что для меня он пока остается необъятным.

    Наверное, по своим ощущениям я могла бы сравнить роман со звоном колоколов. Его начинают тонкие, тихие голоса, и ты ждешь, ждешь, когда волна текста впервые накроет тебя с головой, поглотит и унесет за собой. Для меня таким моментом стала история Квазимодо. В общем-то, единственным, что я знала о романе до того, как взяла его в руки, был именно Квазимодо, и поэтому я ждала момента, когда его роль раскроется в полной мере.
    Описание этого человека произвело на меня большое впечатление, узнав, как началась его жизнь, я была тронута, взглянув на его отношения с Клодом Фролло, я почувствовала грусть, которая становилась только сильнее с ходом повествования. Мне было до боли обидно наблюдать, как отчаянно борется в Квазимодо любовь к своему приемному отцу и к юной Эсмеральде, и как оба они отвергают его.
    Мы видим, как противоположны внешность и моральный облик человека, видим, как много ужасного в людях, которые на первый взгляд должны бы быть честными и доблестными.

    Помимо описания упадка нравов, Гюго очень много внимания уделяет упадку зодчества, и это тоже заставляет взглянуть на привычные вещи по-другому. Собор Парижской Богоматери, о котором идет речь, и который всегда казался мне чем-то совершенно восхитительным, автор описывает как нечто божественно прекрасное в прошлом и недостойное таких похвал сейчас, и от этого становится не по себе, кажется, что ты потерял что-то очень важное, потерял, при этом не успев даже увидеть.

    Но самое угнетающее действие на меня оказал финал, смерть Эсмеральды, которая могла бы быть живой, если бы не ряд каких-то случайностей, недопониманий, её матери, которая осталась бы живой, воссоединись она с дочерью немного раньше, смерть Квазимодо, которая кажется мне самой трагической и трогательной, хотя и бесконечно несправедливой.

    А книга удивительная.

    14
    169