Рецензия на книгу
Роза мира
Даниил Андреев
Аноним18 июля 2016 г.Уснорм головного мозга или тайны мироздания
"— Думай… Думай про Буствич! — сказала мартышка.
— Как же я буду про него думать, — сказал удав, — если я даже не знаю, что это такое-Буствич?
— Буствич — это вечно гниющий мир сакуалы верхних чистилищ, — объяснила мартышка.
— Мир чего? — не понял удав.
— Сакуалы!
— А сакуала — это что?
— Сакуала — это миры обитания великих человекодухов поднявшиеся выше синклитов метакультур
— А что такое Синклиты?
— Синклиты — это обитающие в затомисах метакультур просветленные человеческие души сверхнарода!
— Что ты такое говоришь, мартышка? — возмутился удав. — Какие еще затомисы?
— Затомисы метакультур! — сказала мартышка. — Метакультур, и их ровно 34!
— Никаких затомисов я никогда не видел! — закричал удав.
— Мало ли чего ты не видел! — сказала мартышка. — Ты его не видел, а оно есть.
— Где? — спросил удав.
— В разных местах, — сказала мартышка. — и это все лежит внутри Шаданакара
— Погоди, мартышка! — взмолился удав. — Погоди! Кто его туда положил? Этот шаданакар. В эти затомисы.
— Не шаданакар в затомисы, — поправила мартышка, — а затомисы в Шаданакара. И никто их туда не клал. Они там и так лежали.
— Кто? Где? — закричал удав. — Зачем он там лежал?
— Ты про кого спрашиваешь? — осведомилась мартышка. — Про шаданакар или про затомисы?
— Про них! — сказал удав. — Про обоих. Зачем они там лежали?
— Там они не лежали, — сказала мартышка. — Они лежали в другом месте. Неподалёку.
— Мартышка! — закричал удав. — Сейчас же перестань! Я уже ничего не понимаю!
— И понимать нечего! — сказала мартышка. — Всё очень просто."
А может быть действительно все просто? Сейчас разберемся.
«Роза мира» состоит из двенадцати книг. В начале автор дает вводные данные об обустройстве видимого ему из определенных духовидческих опытов мира Сальватерры и его законах, более подробно останавливается на понятии золотого века человечества – "Розы мира", дает напутствия по достижению всечеловеческого блаженства, на примерах исторических событий пытается объяснить описанные им процессы с метаисторической точки зрения. Последняя книга – утопические прогнозы на будущее, становление Розы мира и описание всех счастий и благ, которые свалятся на человечество, затем пришествие Антихриста и Армагеддон и второе пришествие Христа. Разочарована, так ждала последнюю книгу с прогнозами на будущее. Начиналось все с чудесных миров, своего взгляда на историю, фантазия моя зашевелилась, представляя уицраоров разных государств, но все скатилось к банальному пророчеству об Антихристе, да еще и в инкарнации всем известного тирана, ну больше то не кому, действительно.
Глава "Темный пастырь" является знаковой на мой взгляд, более того, думаю что именно ради этой самой длинной и самой эмоциональной главы писалась и вся эта книга. Обличение во всех грехах дело хорошее, конечно, и, скорее всего, злоба на этот персонаж у автора вполне справедливая, такая, что прижизненных грехов стало недостаточно и быть ему антихристом всемирным в своей новой инкарнации.И хотя, читая, периодически хотелось автору припечатать определенный диагноз, тем более он сам намекает на какой, все это ему диктует некий голос, я этого делать не буду, т.к. во-первых я не врач и права не имею, а во-вторых…
А вот во-вторых более подробно хочется пояснить.
Взять описание Сальватерры, Шаданакара и в целом всей системы. На первый взгляд – бред, но если на все это посмотреть немного под другим углом, и рассмотреть творение автора как художественное произведение, да это же созданный достаточно сложный, невероятный по своему внутреннему устройству фантастический мир, возможно не уступающий фантазийным мирам прославленных корифеев жанра . А чего только стоят миры возмездия. Они просто невероятно как хорошо написаны и как минимум недалеки по образности и силе воздействия от Дантовских «Кругов ада». Кстати, про Скривнуса, например, у одного из современников читала, видимо поклонники таланта Андреева имеются в творческой среде.
А еще знаете что невероятно хорошо?
В свое мироустройство Андреев смог собрать и примирить все религии. Думаю по причине меньшей изученности мало внимания уделялось исламу. И даже была выдвинута, на мой взгляд, крайне спорная цитата:
"… ислам, как разливающаяся религия, быстро иссяк и ныне не дерзает помышлять о распространении большем, чем удалось ему достигнуть в далёкие минувшие века."А в целом синтез всех религий и всеобщее духовное единение поразительно великолепно (особенно в мире, который воевал за право креститься двумя или тремя перстами).
Ангелы, архангелы – да, конечно! Пророк Муххаммед – конечно существует, и сейчас обитает в одной из инкарнаций. Инкарнации? Это же буддизм? Ну и что, все было, все правы. Даже классические черти имеются в одном из слоев земли. Вместе с религиями абсолютно спокойно уживаются мифы, сказки и литературные образы – все имеет свои воплощения на разных уровнях Шаданакара. А поразительнее всего то, что и законы генетики легко вписываются в метафизическое мироустройство, и астрономия (с изученными внутренностями планеты, вроде ядра и магмы) - все приспособлено для страдалищ, чистилищ и прочих нужных отделов. Но настоящий восторг у меня был, когда легко и просто религиозно-мифо-литературо-трансденциальный мир Андреева дополнила… теория Дарвина о происхождении человека! Вот это уже высший пилотаж! Ну скажите мне, ну разве психически нездоровый человек нарисует такой дивный мир? Как же Андрееву удалось объединить не объединяемое? Читайте книгу, и будут светлы ваши шельфы.
А еще мне понравилось, что возникают ассоциации с другими произведениями. Вот например описание одного из миров возмездия:
«Пленнику Дромна кажется, что нигде нет ничего, нет и его самого - именно так, как это ему рисовалось при жизни. И он с величайшим усилием, очень не скоро может справиться с поражающим фактом - неугасанием самосознающего Я даже здесь, в абсолютной пустоте, вопреки рассудку и здравому смыслу. При этом он начинает смутно понимать, что все могло бы быть иначе, если бы это небытие - или полунебытие - он не выбрал сам»А это диалог Воланда с отрезанной головой Берлиоза:
«Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере.»Ну и немного дегтя в этот идиллический нектар. Вот как начались главы про исторических деятелей и знаменитостей разных, как то стало уныло, местами даже неприятно читать эту слегка наивную, но уверенно и безапелляционно поданную псевдоисторию. К примеру, Иоанн Васильевич конечно тиран и деспот, но почему именно эта версия убийства сына выдвигается как единственно верная. С легкой руки Андреева записали царя еще и в снохачи ко всему прочему. А отбор поэтов-писателей в вестники – практически советская цензура, а главное безапелляционно как. Толстой, Пушкин, Блок вестники, а вот Брюсова и Северянина в урм! Ишь, удумали оды себе писать! Все это напоминает рассказы о пророках прошлого и современности, вроде Ностадамуса, когда разные строчки по необходимости по-разному переводят, для большего воздействия на публику. Или астрология – наука, лженаука ли, но рак в тельце, луна в скорпионе, поэтому у козерогов риск инфарктов.
Несмотря на всю сложность восприятия читается книга достаточно быстро, текст эмоционален и в то же время неплохо структурирован. Иногда встречаются противоречивые утверждения, но возможно это на совести читателя, который не в состоянии достаточно углубиться в тему. За счет яркой описательности и эмоциональности всего даже достаточно сложный текст, изобилующий специфическими терминами более-менее сносно воспринимается. Вот с чем у меня возникли определенные проблемы, так это с терминологией. Процесс вываливания на читателя сотен сложно произносимых, но звучных терминов вносит определенные неудобства в процессе понимания текста в целом. С другой стороны приобретается совершенно уникальный словарный запас, которым иногда можно блеснуть. К примеру, в ытрэчь послать или пожелать прояснения шельта, или скажем обозвать журшем неприятного типа.
А если честно признаться, то мне даже стыдно - сложная судьба автора, даже трагичная, серьезные вещи пишет, эзотерика, все такое, но...иногда мне было безумно смешно, вот нельзя так, честное слово...
У слона, обладающего изумительным хватательным органом, имеется другое тормозящее свойство: его размеры, требующие громадного количества пищи. Возможно, впрочем, что наука найдёт способы уменьшения его размеров и этим устранит основное препятствие к его стремительному умственному развитию. Можно полагать, что необыкновенное обаяние слона не убавится, если он, обладая даром речи, размерами не будет превышать нынешнего слонёнкаПрям ми-ми-ми миленький маленький говорящий слоник:) Автор, это вы сейчас серьезно писали?
или вот этот отрывок
Это — другой вид мистического сладострастия — сладострастие к городу, и притом непременно ночному, порочному, либо к удушливо-знойному городу летних предвечерий, когда даже шорох переливающихся по улицам толп внушает беспредметное вожделениеВот так красиво, знойно и иносказательно написал, а мне вспоминается МЛК, там тоже Дунаев...города любил...
Это со мной что-то не так...наверное.
В принципе, учитывая наплывы сомнительных сект учение Андреева как минимум безопасно. Шрастры шрастрами, но идея всеобщей любви и братства, защита животных, пацифизм, жажда творчества, гуляния босиком и воссоединение с природой это совсем неплохо. А кроме того все несколько не строго и обсуждаемо. Наука, медицина – это отступничество от религии, энергия, направленная не в то русло. Но, с другой стороны, куда ж без нее, лечиться то нужно, пусть будет, но никаких опытов на животных. Охотиться, убивать живые организмы, вплоть до мух и паразитов нельзя ни в коем случае? Ну гнить что ли от паразитов? А если есть нечего? Но никакой спортивной охоты, и даже за комарами! И даже странное:
«Те виды хищников, изменить хищную природу которых мы не в состоянии, постепенно должны быть в Энрофе истреблены»Про пищевой круг жизни я, конечно, напоминать не стану, но есть выход – воспитывать хищников и приобщать их к вегетарианству. А еще змеи будут активные и веселые, слоники маленькие, чтоб не растоптали кого-нибудь невзначай, и вообще зверье станет высокоумным и гуманным. Так то! Гринпису такого ни за что не придумать!
Надо сказать все достаточно лояльно в этом самой Шаданакаре.По тексту видно, что Андреев все это прочувствовал, видел явно, свято верит во все что написал. Но есть такое понятие как субъективная реальность, т.е. реальность большей частью зависящая от субъекта восприятия, от его эмоций, переживаний, жизненного опыта. И думаю образ антихриста это отчетливо подтверждает. Например жертве репрессии Гитлера, Муссолини при подобных духовидческих опытах образ антихриста явился бы несколько иным.
Наивно будет верить во все написанное в «Розе мира», но в одном я точно согласна с автором, что несправедливо признавать ложным то, что нельзя доказать. Почему бы не предложить свой вариант мироустройства. А уж откуда он – из головы, запись голосов, видения или что-то иное – дело не первостепенной важности. Как зарождались новые течения, направления философии и религии? Все начиналось с одного «безумца», которому почему-то поверили. В любом случае, мы все равно никогда не узнаем, как все обстоит на самом деле…
152,1K