Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь насекомых

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июля 2016 г.
    • И потом, ведь ничего вокруг тебя не изменилось от того, что ты что-то понял. Мир остался прежним. Мотыльки летят к свету, мухи - к говну, и всё это в полной тьме. Но ты теперь будешь другим. И никогда не забудешь, кто ты на самом деле, верно!


    Я знаю, чем мне больше всего нравится проза Виктора Пелевина. Своей философией и настроением. От первых страниц и на протяжении любой его совершенно не похожей на предыдущую книги. Здесь автор очень долго раскачивался и по-началу было крайне трудно вчитаться. Он очень хотел самым красивейшим и эстетическим образом изобразить Россию во всем своем многообразии, сквозь Русский лес, через классификации абсолютно всех мастей насекомых. Действительно я подумал, что в этой книге Пелевин должен показать всех кровососущих, красивых уродливых милых, в основном летящих чудовищ. Они же такие все разные и им не чуждо ничего человеческого. Трудолюбивые муравьи, ветреные мухи проститутки, ушлые, себе на уме жуки и конечно же тараканы.
    Пелевин просто взорвал мне под конец повествования мозг. Сколько живых, будоражащих сознание метафор и мыслей. Это действительно модернизм чистейшей воды на самом днище первого, третьего или лучше всего 24 колодца. Сцена, в которой персонажей забивают в косяк и его поджигают, и как одна история рваного повествования перетекает в другую. Вот за что нельзя не любить прозу Пелевина. Она очень впечатляет своей многогранностью. История трудолюбивого словно крота ( ну, его трансформации из муравья, в таракана и т д) , всю жизнь роющего себе свою индивидуальную дорогу ( могилу на самом деле), которая на самом деле является массовой. Сразу вспоминается демотиватор, где человечек, запутавшись в жизни по круглой лесенке просто решает пойти в другую сторону, вдруг что изменится, но земля то у нас все-таки круглая...

    Судьба Наташи и ее матери тоже превосходно описана. От яиц вплоть до кокона. От начала и до конца. История материнства, борьба за существование будто бы Дарвина, пожирание брата и всех остальных. Воспитание, кокон,выход из родового гнезда. Мимолетная жизнь мгновенная смерть. А какую трогательную романтическую, любовную линию ( как всегда он это умеет делать) Пелевин вставил в эту насекомую фантасмагорию.
    И принципе можно по ходу дела анализировать, размышлять и делать очередные любопытные и скоропалительные личные выводы. Правды окончательной мы все равно не получим.
    Пелевин порой иногда слишком явно ( я далеко не всегда видел действительно насекомых, и это все-таки жирный минус произведения) в виде различных летунов изображены люди, и мы видим ряд совершенно разных историй. От зарождения жизни до финального столкновения с смертью. Выживет сильнейший, хотя любая жизнь будет совершенно и бесповоротно бессмысленна. Автор задает правильный вектор и формулирует самые жизненные вопросы, который каждый из нас вне зависимости от времени, места проживания и деятельности только может задать, но проблема, как всегда, в том, что ответа мы никогда не получим. Даже, если выкинем злополучный и вездесущий шар с навозом преткновения счастливый финал мы все равно не получим. Ситуация, скажем честно, безвыходная. Но мы все равно будем, как юные, мало что знающие об этой жизни мотыльки лететь на свет и мечтать о самом светлом, благоприятном и счастливом из миров. В этом видимо и заключается загадка, а может и ключ ко второму и самому лучшему миру.

    Чем примечателен в этом романе Пелевин. Это путешествием по колодцу и очередным рассуждением о сверхсуществе. На ту же самую тему он рассуждает и в "Священной книге оборотня". Но мне предыдущая книга показалась более светлой и позитивной. С первых страниц и до финала мне совершенно не хватило в "Жизни насекомых" юмора. Скорее больше мне вспоминался Виан. Очень похожая атмосфера военного поставангарда. А отдельные сцены просто пропитаны духом знаменитых Советских классиков, особенно Булгаков. Определено есть что-то родное и общее.
    В целом книга понравилась. Понравилась то, каким магическим образом связывает автор казалось бы совершенно алогичные судьбы и линии в тексте. И принципе Пелевин здесь изобразил практически всё. Это грустная, колкая и обреченная сатира бьет в самое уязвимое место. И выхода там не намечается. Автор набирает масштабные обороты в повествовании ближе к финалу, и Вы как читатель верите, что сейчас он ответит наконец на все Ваши вопросы, которые он заставил себе задать героям по мере рассказа этих разных и все-таки связанных между собой карикатурных историй. Но их финалы, особенно история столкновения с трупом дает главный ответ - Вас всех обманули, выхода нет ( не будете же вы бороться и душить самого себя) и в первую очередь автор, который ничего Вам больше не скажет. Лиса Ахули хотя бы оставила письменную инструкцию. Здесь подобного доброжелательного финала, увы, не предвидится.

    Сильная и очень выразительная, запоминающаяся книга. Хотя моменты с политикой слишком уж топорно написаны, и в тексте они, на мой взгляд, совершенно не нужны, хотя порой очень даже и к месту. Но их воплощение в виде колких намеков было бы более художественно, выразительно и интересно читать. Мата очень мало и он везде к месту. В остальном совершенно нет нареканий. Поставил бы 4 ку, но пусть всё же будет пятерка. Вторая половина книги это точно заслуживает.

    В августе обязательно прочитаю "Чапаев и пустота".

    Из современных автор Пелевин теперь у меня точно самый любимый. Читать его огромное удовольствие, кроме финалов, когда он заканчивает с нами игра

    • Странно. Как будто все то, к чему мы с таким трудом пытаемся всю жизнь вернуться, на самом деле никуда и не исчезало. Как будто кто-то завязывает нам глаза, и мы перестаем это видеть.
    еть.

  • 14:53
14
425