Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

De profundis. Тюремная исповедь

Оскар Уайльд

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июля 2016 г.

    Не буду касаться чувств автора исповеди - Оскара Уайльда. Такая у человека судьба. Вернее, он бросал ей вызов, "прогибал мир под себя". Был кумиром, образцом для подражания, почти богом для почитателей и откровенных фанатов. Человек позволил себе жить так, как нравится ему, без оглядки и без тормозов. Я аплодирую Уайльду-человеку. Уайльд-автор здесь даже не обсуждается. Однозначно любимый автор с детства и навсегда. Если кратко рассказать о впечатлении от книг Уайльда, то в двух словах: автор - ангел, маскирующийся под циника. Наверное, ему нужна была такая маскировка -"одежда на выход". Не зря же он постоянно подчеркивает, что человек - отдельно, душа его - отдельно, не для глаз посторонних.
    В "Исповеди" автор - он же герой откровенного литературного труда. Или искреннего признания единственному человеку и всему миру. Зачем-то ему надо было обнажить себя, свои чувства.
    Исповедуется автор в то время, когда уже абсолютно все равно, как слово это отзовется, отзовется ли вообще. Предсмертная исповедь (неважно, что физически писатель прожил еще какое-то время, Оскар Уайльд после тюремного заключения перестал существовать) не может быть фальшивой, смысл лгать?
    Отозвалась ли она как-то в душе адресата? Какая разница.

    Во всей этой истории царапал другой, более прозаический вопрос: зачем надо было убивать Уайльда? То есть, не физически убивать, а уничтожить его имя, образ, поставить под сомнение ценности, декларируемые известным писателем. В общем - низвергнуть Оскара с пьедестала.
    Не буду углубляться в дебри и искать вселенский заговор, всё куда проще, на мой взгляд, и звезды сошлись именно так, а не иначе. И семейный конфликт, который упоминает Уайльд в своей Исповеди - та самая причина, из-за которой писатель оказался в заключении.
    Помните, Уайльд пишет, что процесс можно было остановить, опровергнуть клевету, - это мог сделать единственный человек - сам Альфред Дуглас, обожаемый Оскаром мальчик-звезда. Но мальчик не захотел. Или не мог.
    Ситуация ведь отвратительная. С одной стороны - Уайльд, друг, с другой - маркиз Куинсберри, отец мальчика, автор тех самых обвинений в незаконной связи двух мужчин.

    Почитатели Уайльда безусловно на стороне любимого писателя. Имя автора, блестящее его выступление на суде, овации во время выступления Оскара на слушаниях... И все-таки - приговор. И все-таки - тюрьма.
    Вряд ли приговор состоялся потому, что перед законом все равны и имя Оскар Уайльд так же равно, как и всякие другие. Скорее, наоборот. Имя маркиза Куинсберри было весомее. Консерватизм, традиции, титул перевесили чашу весов Фемиды.
    Маркиз избрал жестокий, но единственный беспроигрышный вариант в борьбе за своего ребенка - Альфреда Дугласа. Предъявляя обвинения в гомосексуализме, маркиз тем самым отсекал покровительство влиятельных особ Уайльду. Кто в здравом уме будет открыто защищать обвиняемого по этой статье, чтобы не навлечь подозрения на себя самого в таких же деяниях? Не забываем, что сколько там той Англии. Кроме того, Англия - страна, уважающая традиции и семейные ценности. Надо было быть отчаянным человеком, чтобы светиться в том процессе. В то время (да пожалуй и сейчас, в наших широтах, тем более - в провинции) сумасшедших не нашлось. Единственный человек, который мог блестяще защитить подсудимого в этом процессе - Оскар Уайльд. Но увы. Со скамьи подсудимых слова звучат иначе.

    Так что за человек маркиз? Зачем ему было губить жизнь блистательного Уайльда? Как ни печально, но в действиях маркиза я вижу только необходимую самооборону. Борьба за влияние на Альфреда только один из мотивов. Существенный, безусловно. Но не главный, на мой взгляд. Связь его сына с Уайльдом была слишком заметной, слишком скандальной, что отражалось не только на имени самого Альфреда (Уайльд мастер эпатажа, уж ему-то подобная популярность точно не вредила). А вот сам маркиз "потерял расположение общества". Наверное, это расположение было достаточно существенной для маркиза потерей, если расправа над источником бед - настолько жестокой.

    Из тюрьмы вышел совсем другой человек. Сломленный скиталец Себастьян Мельмот. - Так назвал себя великий писатель. Брэнд, явление, фейерверк "Оскар Уайльд" остался в прошлом. «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия» - писал Уайльд. Умер он в 1900 году. Через три года после исповеди.

    18
    292