Рецензия на книгу
Добыча
Эмиль Золя
Аноним15 июля 2016 г.Хотелось бы сразу отметить, что это первая то ли за долгое время, то ли вообще за всю мою жизнь как читателя (!) книга, которую я практически смотрела в голове. Это не просто роман, а заготовка для фильма, которая начинает работать, едва глаза останавливаются на строчках. Впрочем, мой восторг был бы очень ограниченным, если бы речь шла только о картинке. Текст Золя настолько объемный, что передает музыку и различные иные звуки, запахи, вкусы, ощущения жары, духоты, холода, близости человеческого тела.
Под конец наваливается незваное чувство, что погрузил руки в глубокую миску с сырым фаршем. Наверное, это оттого, что с главной героини морально сдирают кожу.Конечно, "Чрево Парижа" понравилось мне намного больше и полнее за счет того, что оно не такое... грязное, что ли. И без излишнего цинизма. "Добыча" — предельно честно изложенное авторское видение Второй империи, ее своеобразных новинок: спекулянтов, кокоток, влиятельных содержанок. Касаясь такого типа образов, Золя явно отдавал себе отчет, что это не более-менее честные лавочники и простые торговки с привычным масштабом мышления и деятельности, а выкормыши его времени. И потому он тщательно, с точностью ученого, исследовал и описал их всех. Получилось великолепно, без грамма гротеска. Золя даже не слишком позволил себе осуждать среду, в которой живет Рене, — ведь это и его среда тоже, спутница всех его дел, грандиозная и ужасающая. Двойственность эмоций в "Добыче" постоянна, незыблема и так тонка, что тревожит не сразу, а когда проникаешься.
Теперь о сути, то есть сюжете, персонажах и прочем.
• любителям динамичного повествования я бы "Добычу" не посоветовала — событий довольно мало, все они тяжеловесные, занимают каждое помногу страниц и способны утомить на раз-два. Между событиями первого плана вклиниваются события прошлого и пространные описания. Не обожай я Золя трепетно и нежно, назвала бы все это банально "ватой".
• видимо, в каждом романе из серии "Ругон-Саккары" Золя рассматривает какую-либо оригинальную жизненную сферу. В "Добыче" это, разумеется, финансовые махинации с землей и недвижимостью. Поданы они не заунывно, бояться их не стоит. "Винодельческий кредит" приправлен замечательным соусом сарказма.
• развитие сюжета, честно говоря, предсказуемое. Как и сама главная героиня, Рене. Ей не очень-то получается сочувствовать, потому что "охота", в процессе которой она стала "добычей", нравилась ей самой. Подтверждение не размазано по тексту, его просто привести:
Рене вносила в свой грех весь пыл искалеченной души. Она тоже катилась по наклонной плоскости и скатилась до конца, но не против воли.
Так что алчность Саккара алчностью, последний абзац романа трогателен, а вот мысль о Рене как о жертве нелепа.
• Максим — это диво. Мне понравилось, как Золя раскрыл причины его странного характера. Однако его трусость и аморфность отталкивают.
• отталкивает и манера г-жи Сидонии совать нос не в свои дела. Министр Эжен Ругон в этом романе не в том количестве, чтобы я о нем судила по справедливости.
• продажные женщины (причем как реальные проститутки, так и приличные дамы "с душком") заполонили "Добычу", как лемминги — высокий обрыв. Будьте готовы к бою с ними.
• раскованность Золя требует оваций. Мало ему было проституток, мало. В наличии подруги, состоящие в лесбийской связи, и персонаж-гей, не хочу раскрывать в отзыве, какой. Для меня содомитство в классическом романе было большим сюрпризом, было бы жалко кому-нибудь его испортить.На мажорной ноте заканчиваю, ибо сказать полнее не в состоянии — впечатления обрывками, склеиваются с трудом
4156