Рецензия на книгу
Монах
Метью Грегори Льюис
Аноним13 июля 2016 г.Чистому видится чистое
Эту книгу я хотела прочитать еще в 13 лет, потому что тогда мне влекло все загадочное, старинное и "готическое", только вот в то время интернет еще не был доступен всем и каждому, как сейчас, а в библиотеке моего провинциального городка этой книжки не оказалось. И вот, мне 28, и в руки попадает та самая книга. Наверное, к лучшему, что я ее тогда не прочла, потому что это оказалось не совсем то, чего бы мне тогда хотелось. Во-первых, "Монахе" много эротизма, а тогда он не очень-то вписывался в мое мировоззрение, во-вторых, я ожидала историю в духе, например, Эдгара По или "Поворота винта", то есть что-то такое "мистическое в вакууме", с элементами хоррора, туманами, огоньками на болотах, зловещими призраками и т.д. Конечно, здесь тоже эти элементы присутствуют, но вся история в целом больше носит какой-то морализаторский оттенок. Кроме того, мне так показалось, что автору очень нравилось живописать эротические сцены, а также все эти "перси" и прочие прелести юных дев, и что он сам был бы не прочь оказаться на месте этого Амбросио.
Что касается самой истории, то вот что я думаю: чем сильнее сжимаешь пружину, тем жестче она потом выстрелит. Вечная история о том, как плохо бывает, если жить не своей жизнью, одевая себя в "чужие одежки", укладывая себя в кем-то придуманное прокрустово ложе и сдерживая таланты, чувства и устремления, которые в тебя были заложены Богом. С другой стороны, взять этого Амбросио, по собственному ли желанию он был тем, кем ему не надо было быть? Его судьба была решена до того, как он вообще что-либо начал соображать. А ведь мог бы быть и знатным мужем, хорошим воином, как это упоминалось в книге, если бы его естественные черты могли раскрыться, не помешай этому общество, а именно церковь. Здесь, видимо, автор намекает на то, что церковь, как организация, отклонилась от своих первоначальных задач, посчитала, что во избежание грехопадения, лучше вообще перекрыть человеку кислород (на всякий случай: а то вдруг с хорошим и плохое просочится). Интересная позиция, свойственная не только церковным деятелям, но и многим обычным людям. В этом смысле, Амбросио очень жаль, как человека, который попал не к тем людям и оказался не в том месте, ведь младенец - это чистый лист. Не зря дьявол признался ему, что давно наблюдал за ним, потому что гордыня и тщеславие жили в нем уже много лет, и требовался лишь спусковой механизм, который позволил бы им проявиться во всей красе. Сдерживаемая естественность рано или поздно превращается в уродство. Вот не попал бы он в руки монахов, глядишь из природной страстности получилась бы открытость , общительность и любовь, а не извращенное сластолюбие, порывистость и деятельность превратились бы в богатый жизненный опыт, подвиги, помощь людям, а не в гордыню и самолюбие. Не каждому дано быть монахом. Да и мне кажется, что суть монашества вовсе не в отказе ОТ и аскетизме, скорее, наоборот: аскетизм - это средство на пути К. К Богу, к свободе, к истине, к правде. Если же аскетизм только мешает, значит не надо этим заниматься. Конечная цель у всех одна - освобождение, и кто какой дорогой туда дойдет, никому неведомо. Зачастую, простые люди, далекие от философий, духовных поисков, "очищений души", жизни для Бога живут намного более праведной жизнью, чем святоши, потому что не бегут от себя, разрешают себе быть теми, кто они есть, а значит, сами того не зная, прокладывают в своей душе дорогу Богу. Чистому видится чистое... Чистый не видит греха и не старается его углядеть во всем, что его окружает, потому он и чист. А святоши ревностно "очищают" свою душу, а становятся только грязнее. Это все и описано в романе.
Вот почему я в нем разочарована с одной стороны, потому что это совсем не то, что я привыкла понимать под готическим романом, а с другой стороны - в нем есть много того, над чем стоит поразмыслить. Но привидения были, печальные девы тоже были, история не лишена приключений и драмы, а потому читается легко.3129