Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Аспекты мифа

Мирча Элиаде

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июля 2016 г.
    Когда я не нашла в книжном магазине нашего города самое популярное художественное произведение данного автора, которое под условия игры подходило лишь в конкретном издании, включающем, помимо самого романа, три его трактовки, я, признаюсь, порядком расстроилась, так как этих трактовок не обнаружилось даже в интернете, а я к тому времени, прочитав пару страниц, втянулась в повествование. Тогда я прошлась по списку остальных авторских публикаций на сайте. Другие романы автора меня не столь прельщали, а нон-фикшн я не особо-то и люблю (вы не представляете, сколько его по своей и нескольким смежным специальностям мне пришлось прочитать за последние три с лишним года! Да и рецензировать его я, увы, так и не научилась). Но все же меня заинтересовала данная книга, которую я еще накануне «инцидента» с отсутствием романа в городе добавила в "хотелки". Тогда-то я и решила прочитать ее: пусть я и не напишу хорошую рецензию, но хоть книгу на интересующую меня тему прочитаю.
    И, знаете, автору удалось меня приятно удивить.
    Во-первых, книга, написанная научно-популярным языком, доступным для широкого круга читателей, в то же время явно создана не «человеком с улицы». Есть у меня даже подозрение, что изначально сугубо научная работа была немного переделана, «облегчена» для простого читателя.
    Во-вторых, так как из куцей (как всегда) аннотации, в которой информативности столько же, сколько солнечных дней этим летом у нас в городе (для справки: это самое дождливое лето не только на моей, но и на памяти моих родителей), я не почерпнула никакой сведений о книге, я была уверена, что автор будет анализировать в качестве примеров самые известные мифы. И, хотя, все они, конечно же, упоминаются в книге, акцент господин Элиаде делает на не столь известных, а подчас и вовсе малоизвестных мифах небольших народов и племен, которые на момент написания автором книги (1963 г.) не были близко знакомы с современной цивилизацией.
    В-третьих, автор снабжает книгу множеством ссылок, поэтому об особо заинтересовавших меня мифах я почитаю более подробно из этих источников, благодаря чему нет необходимости самостоятельно выискивать интересующую меня информацию в сети.
    Кстати, автор исследует мифы не в том понимании, в котором данное слово бытует в современном мире. Нет, миф в классическом понимании – это не сказки, которые не воспринимаются всерьез и читаются развлечения ради. Это важная, неотъемлемая часть жизни архаичного человека, носитель истории и культуры, соединяющий его не только с предками, но и с доисторическими, мифическими временами, когда землю населяли волшебные и божественные создания, а человек еще не стал смертным. И миф, часто впервые рассказываемый молодому человеку в процессе его инициации, как раз и был мостиком, переносившим его в то время.
    Элиаде также описывает и другие интересные моменты, связанные с мифами, позволяя своему читателю взглянуть на проблему с новой стороны. Например, а вы знали, что многие архаичные племена, в жизни которых, на момент написания книги, мифы все еще играли сакральную роль, четко разграничивали «фантастическое» в мифе от «истинного»? Так вот, попробуйте угадать, что ими воспринималось как фантастика: та часть мифа, в которой рассказывается о сотворении мира и о причинах, по которым человек был лишен бессмертия, или истории, повествующие о менее далеких от современности героях? К моему удивлению, однозначно придуманным все они назвали именно истории героев, не подвергая сомнению теорию своих предков о мифических временах.

    Каждый почерпнет из книги много интересного и полезного. Особенно интересна книга будет тем, кто интересуется вопросом (естественно, не на профессиональном уровне), да и всем, кто любит читать мифы. Хотя, видимо,целесообразнее будет начать с другой книги автора, "Миф о вечном возвращении" , на которую он постоянно ссылается. Ну, а я, несомненно, продолжу знакомство с творчеством Элиаде - как с нон-фикшн, так и с романами.
    18
    398