Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жюстина

Маркиз де Сад

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июля 2016 г.

    Милый Агнец, расскажи,
    Кем ты создан, расскажи?
    Из каких ты вышел рук?
    Кто тебя привел на луг?
    Кто пушок придумал твой,
    Чистый, мягкий, золотой?
    Кто тебе твой голос дал,
    Чтоб так нежно он звучал?
    Милый Агнец, расскажи,
    Кем ты создан, расскажи?

    (Ульям Блейк)

    Жестокий маркиз жил в этом мире ради наслаждений, ради получения жгучего, мучительно-сладкого удовольствия от всего (в том числе и от сочинительства). Он наслаждался причудливыми постановками внутри своей головы: жестокими, пошлыми, грязными, ужасающими, а иногда и забавными. И жуткие кровавые спектакли разыгрывались на сцене его воображения, побуждая человека, не наделенного талантом писателя, писать много и с упоением. Ради справедливости нужно сказать, что де Сада вдохновлял не только секс. Его творчество поднимает массу любопытных тем, таких как совращение (не столько физическое, сколько психологическое), религия, тема насилия и убийства, тема признания и принятия своей природы, тема борьбы с условностями и стереотипами общества. Словно храбрый рыцарь (правда, далеко не в сияющих доспехах), он смело бросался в бой, а в качестве оружия использовал грубые и простые аргументы, которые герои его романов источают словно яд. По крайней мере, в одном де Саду точно не откажешь- он умел жить своим умом, пытался противостоять давлению общества, на все имел собственное мнение, а не прислушивался бездумно к «правильным» установкам церкви или общественности. Чего нельзя сказать о его главной героине Жюстине, которая была девушкой чистой, добродетельной, любящей, но очень наивной и глупой.

    В таких героинях как Жюстина, можно найти немало привлекательного. Они милые и нежные. На них приятно смотреть и их хочется защитить. Словно невинные, слабые и беззащитные агнцы, они идут на место своей казни. Судьба этой героини ужасна. Ей уготовано стать марионеткой, инструментом в руках опытного развратника, жаждущего не только поглотить ее тело и душу, но и изменить ее мышление. Это жажда обладать в полной мере, стремление совершить над жертвой своеобразное превращение.

    Несчастного ангца никто не собирается спасать. Жизненные установки Жюстины осмеивают и оспаривают, ее тело подвергается насилию, ее душа затягивается в бездну боли и разврата задолго до загробной жизни. Так, невинное дитя, заслуживающее рая, попадет в ад. «Справедливость» в духе де Сада.

    Ну а что можно сказать о злодеях? Они тигры, которым самой природой уготовано поедать ягнят? Нет. Они хищники совсем другого порядка. Де Сад бьет все рекорды по созданию омерзительных персонажей, играющих роль злодеев. Один Брессак чего стоит. Персонаж комичный и тошнотворный, словно бы в насмешку одаренный автором красотой и молодостью. Да уж, таково зло в духе де Сада- развратные, не отягощенные интеллектом, чрезмерно жестокие, наглые и не умеющие держать себя в руках люди. Не только тигры зовутся хищниками, но и гиены и шакалы.

    На фоне попыток де Сада в своем творчестве достигнуть все более мерзких и изощренных глубин разврата, попытки Жюстины сохранить свою добродетель выглядят не менее забавно. Они словно бы два существа, сошедшихся в беспредельности вселенной: ангел, идеальный до зубовного скрежета, и демон, в душе которого нет места для чего-то светлого и достойного. Мир де Сада- это мир крайностей, причудливый жестокий спектакль, в котором персонажи- наспех скроенные марионетки, декорации- пыточные камеры, а режиссер- заигравшийся и уставший безумец.

    Ну а Жюстина? У агнца всегда одна судьба- быть жертвою во славу кровожадного мира, в котором разврат лишь один из многочисленных оттенков хаоса.


    16
    1,6K