Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Десять негритят

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июля 2016 г.

    Ощущение, что госпожа Кристи меня обманула. И, кажется, себя тоже...

    Господа, сразу хочу прояснить одну вещь: мне это произведение понравилось. Даже очень. После долгого перерыва и не очень удачной литературы этот детектив, так и вовсе, оказался глотком свежего воздуха. У "десяти негритят" огромное количество поводов для похвалы (даже, я бы сказал, для восхищения), и, читая здесь рецензии, я в этом многократно убеждался. Наверное, нету смысла снова перечислять плюсы, из раза в раз подчеркнутые вами. А что на счет минусов? И тут вот какая штука...

    Просмотрев добрых пол-сотни ваших отзывов, не обнаружил никакой критики. Может, было пару незначительных замечаний (например, небольшая искусственность завязки (но такую театральность можно списать на поведение товарища убийцы)), но не более того. Для того, чтобы понять степень моего удивления и, на этом фоне, желания высказаться, - просто представьте... Я человек достаточно ленивый, но, несмотря на это, прошел все регистрационные тернии (а это просто фантастическое усилие для меня, уж поверьте) и вот пишу этот не самый короткий отзыв. Так что давайте, собственно, к сути моей претензии. Она только одна, но, лично для меня, стала определяющей. Вы еще тут? Это правда здорово. Так вот...

    Самый главный минус произведения в том, что убийцей, в конечном итоге, может быть любой. Абсолютной любой из десяти. И это действительно правда. Вся интрига "негритят" состоит в том, что нам с самого начала дают понять, что убийца - один из главных героев. И наше внимание приковывается тем, что мы исключаем персонажей, подходящих на роль убийцы, одного за другим (весьма интересным способом, между прочим). И в конце должен остаться только один, и именно он и есть наш, жаждущий справедливости, стратег. И читатель принимает эти правила. Начинает угадывать следующую жертву, искать различные подсказки, удивляться, когда убивают совсем не подходящего для этого "негритенка", и так далее. В этом и заключается игра. Игра автора с читателем (хороший детектив - это всегда игра, но это тема для отдельного разговора...). И вот мы подходим к кульминации всего действа, уже осознав, что правила изменились. Что где-то в игре был блеф. Кто-то нас обманул. И, ей Богу, я был бы больше доволен, если бы (внимание, спойлер!) сцена повешанья Веры Клейторн была заключительной. Если бы разгадка так и не была показана. Если бы нам оставили возможность придумать ее самим...

    Но этого не случилось. Дальше читателю рассказывается о полицейском расследовании этого дела. И в этом расследовании - основная беда. Полиция здесь выступает в роли читателя, пытающегося, собрав все детали вместе (как люди, читающие книгу и конспектирующие все в таблицы блокнота. Как по мне - это какая-то нездоровая тема, но, если это помогает получить больше удовольствия от прочтения, то это очень круто. В таком случае я только за). И мы видим, что все улики исследованы, все подсказки собраны, а разгадки по-прежнему нет. Королева Детектива говорит нам, что мы ничего не упустили, что все действительно так и есть и, когда мы окончательно раздавлены всем происходящим, представляет нам убийцу. Кто именно? А какая разница?... Когда нам дают понять, что это - кто-то из убитых, вылазит основная проблема этого произведения. Убийцей, в конечном итоге, мог быть любой. Для автора не составило бы труда придумать уверенную мотивацию для любого из десяти персонажей. Но на это так и хочется выкрикнуть знаменитое: "Не верю!" И хуже всего, что избежать этого никак нельзя, ведь именно это и держит тебя в тонусе на протяжении всего действия. Именно это. Поэтому, после прочтения, не покидает ощещение, что тебя чуть-чуть обманули. Самую капельку, так, по-дружески. Тем самым самый главный плюс - это и есть самый главный минус. И избавиться от второго, не утратив первого, оказалось невозможно даже для великой Кристи...

    4
    29