Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    geksly2529 июня 2016 г.

    С самим литературным произведением я была знакома достаточно давно, но понаслышке. И хотелось прочитать, но огромный список хотелок тяготило уже тогда.
    Но вот встретились мне "Классики", а в них под номером 4 - такая интересная тема - литература викторианской Англии. И я глядь, а роман "Грозовой перевал" подходит. И я незамедлительно начала читать.
    Тут господа, я и потерялась. Это как литературный омут какой-то... Это книжное торнадо. Своим огромнейшим, ошеломляющим талантом Эмили Бронте меня просто порвала на куски, а потом собрала вновь. Моя жизнь разделилась на "до" Перевала и "после". Да, Вы знаете, если говорить о книгах, то встречаются такие шедевры, которые поднимают читателя на новую ступеньку в мире литературы, этакий книжный "ароморфоз". И после такой книги - мы уже выше, мы умнее, мудрее, изысканней в плане литературного вкуса. После такой книги лучше понимаешь, что Ты вообще ждешь от книги, хотя до того, как открываем первую страницу Её еще не знаем, что там и чего ждем. По крайней мене - у меня так.
    И вот у меня - благодаря такому шедевру случился такой ароморфоз. Именно с этой книги у меня появилась троица сильнейших романов, которые я смело могу советовать другим. Это те романы, от которых у меня было сильнейшее книжное похмелье, романы, которые "накрывают". Это, естественно, "Грозовой перевал", " "Замок Броуди" и "Террор" .
    И так... Шедевр талантливой руки Эмили Бронте.
    С первой страницы меня унесло. И, знаете, именно с этой книги впервые жизни у меня случилась ситуация, что я реально не могла оторваться и постоянно искала глазами книгу! Где! Гдееее!
    Ну что сказать, роман потрясающий. Сюжет достаточной динамичный, разворачивается очень даже стремительно, атмосферность романа просто ошеломляет.
    Красивым, сочным, изысканным литературным языком автор показывает тихую, на первый взгляд, жизнь Грозового перевала в Англии. Но красота перевала, с одной стороны, и угрюмый, хлесткий, где-то даже жестокий нрав перевала открывается читателю, когда он знакомится с главными героями. Знаете, не хочется давать анализ всем героям. Скажу только, что не один из них мне по-настоящему не понравился. Но Хитклиф и Кэтрин Ерншо, разумеется, персонажи интересные, сложные, колоритные. Хотя не как они сами - интересные, а их отношения.
    Кэтрин - как многие уже на лайвлибе писали, типичная истеричка, которая считала себя пупом Земли и центром Вселенной. Характер до безумия неприятный. Так и хотелось влепить ей затрещину. Сложно сказать почему она такая. То ли из-за тяжелого детства, то ли генетическое, то ли просто дура. С Хитклифом тоже самое. Но - какие же они противоположные по характеру. Истеричка Кэти и холодный, логически-маниакальный Хитклиф. На одном полюсе - ужасающая разность, на другом - похожесть и соединение в странной и непонятной любви (а любви?).


    "... но какая мука, выпавшая Хитклифу, может мне доставить удовлетворение, если он терпит ее не от моей руки? По мне, пусть лучше он страдает меньше, но чтобы я была причиной его страдания и чтобы он это знал".

    " Если все прочее сгинет, а он останется - я не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью."

    "Дай ей боже проснуться в мучениях! — прокричал он со страшной силой, и топнул ногой, и застонал в неожиданном приступе неукротимой страсти. — Она так и осталась обманщицей! Где она? Не там — не на небе… и не погибла — так где же? О, ты сказала, что мои страдания для тебя ничего не значат! У меня лишь одна молитва — я ее постоянно твержу, пока не окостенеет язык: Кэтрин Эрншо, не находи покоя, доколе я жив! Ты сказала, что я тебя убил, так преследуй же меня! Убитые, я верю, преследуют убийц. Я знаю, призраки бродят порой по земле! Будь со мной всегда… прими какой угодно образ… Сведи меня с ума, только не оставляй меня в этой бездне, где я не могу тебя найти! О боже! Этому нет слов! Я не могу жить без жизни моей! Не могу жить без моей души!"

    Так и вспоминается мне Эрих Фромм и его книга "Искусство любить" .
    Что такое любовь? Это уникальная взаимосвязь между двумя людьми, основанная на гармонии, взаимопонимании и приятии друг друга. Она основывается на стремлении к росту и желании, чтоб и любимый человек стремился к тому же. Любовь - это переживание за любимого, это стремление к тому, что его обогащает. Два любящий человека - одновременно целое, но и отдельные целостные развитые личности. Их отношения включают приятие друг друга, надежду, открытость, некоторую смелость, мудрость. Это все - основа для любви. И Эрих Фромм убежден, что двое людей смогут достичь зрелой настоящей любви, если поднимут себя до такого уровня своей личности. Что бы уметь любить. Чтобы мочь любить. Но если человек не достигает такого уровня, а этому могут быть многие причины, то он, естественно, теряет умение любить. Но мы помним, из так называемой "человеческой ситуации" (смотреть "Искусство любить"), что главной потребностью живого существа - это связь с другим существом. Какая бы она не была. Созидательная или разрушающая. Петрарка от любви создавал. Хитклиф и Кэти разрушали. Если человек на находить способ создать конструктивную связь, то он создаст деструктивную. Но, ключевое слово "создаст". И они создали. Они не любили никого, ни себя, ни членов семьи, но "любили" друг друга. И эта любовь особая, невротическая:


    "Любовь – это не столько взаимоотношения с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным – это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм".

    Оно и понятно. Хорошо мне говорить о "зрелой любви" (боже, какой пафос, какие высокопарные слова), если я выросла в нормальной семье, в атмосфере любви. Где родители любят друг друга, любят детей. Где у меня с братом общение с полуслова. Где за всю жизнь было 2-3 конфликта и почти постоянное звучание смеха. Легко? Да, наверное, легко. Мне очень сложно объективно себя представить на месте той же Кэти или Хитклифа, или другого персонажа, чтоб хотя бы на некоторое время на собственной шкуре почувствовать, что ты найденыш и тебя ненавидят. Или найденыша родной отец любит больше, чем родного сына. Или быть в теле Кэти и не знать, что такое материнская любовь. В этом океане бессердечия, жестокости, холодности, несправедливости только и может вырасти невротическое, неспособное, скажем, на конструктивную любовь, существо. Вы спросите, почему не способны? Так потому что, из-за такой любви умирали люди, разрушались судьбы. От нормальной любви человек созидает, растет, и дает жизнь. А не отнимает.
    Связь Хитклифа и Кэти настолько сильная, что их разрыв что-то сродни ядерной реакции. Сопровождается излучением энергии разрушающей силы. И за это отгребают все. И они же сами.
    Автор, я думаю, провела такой себе психологический опыт: придумала атмосферу и условия, создала в них подопытных и обрисовала нам, читателям, что может из этого выйти. А точнее, задала нам вопрос: вышла ли из этого любовь?
    Каждый из нас любовь понимает по-разному. Поэтому я уверена, что для кого-то это была любовь, а для других - нет. Я склоняюсь ко второму. Но, также я считаю, что как-то не корректно сравнивать представления о любви у себя - девушки из 21 века, которой знакомо представление о нормальной семье, дружбе, культуре, и даже не побоюсь этого слова, психоанализе! И человека выросшем и взлелеянном холодностью, отчуждением и неприятием в семье с одной стороны, а с другой стороны - готичностью самой культуры грубой сельской местности начала 19 века. Так что, для меня может это и психиатрия. А для главных героев - это единственный способ найти связь с таким неизвестным и чужым внешним миром. У них был выбор - смерть - наперекор основному инстинкту самосохранения, или связь - пусть деструктивная, непонятная, но связь.


    "Я никого не потревожил, Нелли, — возразил он, — я добыл мир самому себе. Теперь я стану куда спокойней, и теперь у вас есть надежда, что я останусь лежать под землей, когда меня похоронят. Тревожить ее? Нет! Это она тревожила меня, ночью и днем, восемнадцать лет… непрестанно… безжалостно… до вчерашней ночи: вчера ночью я обрел покой. Мне мечталось, что я сплю последним сном рядом с нею, мертвой, и что сердце мое остановилось, а щека примерзла к ее щеке.
    — А если б она рассыпалась в прах или того хуже, о чем мечтали бы вы тогда? — я сказала.
    — О том, чтоб рассыпаться в прах вместе с нею — и все-таки быть счастливей, — ответил он"

    А это уже не одиночество. Но и она их не спасла. Смерть одной половины дала метастазы в другую. И они - эти страждущие - обрели покой. А за ним, покоем, Грозовой перевал, стал чуть меньше грозовее.

    11
    105