Рецензия на книгу
Дьявол носит Prada
Лорен Вайсбергер
Аноним27 июня 2016 г.Инстинкты самки богомола в мире моды
Фильм смотрела лет сто назад, ничего не помню, кроме исполнителей главных ролей, потому книга, взятая в руки через 14 лет после выхода, это как что-то новое, как с чистого листа.
У меня сразу возникла эта ассоциация, когда я подходила к середине книге. Миранда - это самка богомола, только чуть видоизмененная на генетическом уровне, потому что жрет не только мужчин, но и вообще всех, кто встает у нее на пути. Понятно почему и даже понятно зачем. В сущности работа у подобного руководителя - это школа жизни, после которой все остальное может показаться праздником и отдыхом. Если ты выдержишь это, то ты выдержишь все! Миранда, вероятно, на самом деле такой человек, потому что другой она уже быть не может, она сама себя сделала, но ломает она людей абсолютно сознательно и со знанием дела. И это неправда, что она такая рассеянная, когда называет Энди именем Эмили, это не забывчивость, не рассеянность тем более и не безразличие, - это совершенно продуманная линия поведения начальника: уравняй, поставь на место, пользуйся. Если за это время ты не потеряешь себя и не станешь безликой тряпочкой, то ты вырастешь в ее глазах настолько, чтобы она "вспомнила" твое имя и даже произнесла его, пусть и на свой извращенный уничижительный манер. С той самой главы, где все втирали наивной Энди, что куча девушек горят желанием получить эту работу, что работать у Миранды - это большая удача и достижение, я сразу почувствовала подвох. Когда все произносят примерно одинаковую фразу, словно отскакивающую от зубов, словно заезженная пластинка, это не значит, что говорят они правду правдивую. Обложка слишком хороша, чтобы все было столь же блестяще изнутри, а юная Энди сразу не вкурила все особенности этого мира. Да и думала ли она об этом, когда изучала биографию будущей начальницы? Вероятно, она восхищалась смелостью и силой этой женщины, которая сделала себя сама. На секундочку не подумав, что странно, о том, что мир бизнеса жесток, а мир модного бизнеса - это яма с пауками и пираньями, делящими сферы влияния. Делящими так красиво, что со стороны это все кажется красивым аквариумом с золотыми рыбками. В сущности Энди было все равно, ведь ей судьба подарила такой шанс и это было хорошей (да вообще отличной!) стартовой площадкой. На самом деле это правда, но шанс, как оказалось, нужно было отрабатывать как раб на галерах.
Если ты стремишься в этот блестящий глянцем мир, но не имеешь достаточной выдержки или все же не обременен по-настоящему сильной нервной системой, тебя перемелют жерновами, пережуют, а еще скорее сломают. Ты выберешься из этого места другим человеком. С юной героиней примерно так и получилось. Еще немного, доработай она эти несчастных 1,5 месяца у Миранды, она могла потерять все: семью, подругу (даже с учетом, что та могла бы и не попадать в аварию) и любимого (которого в итоге этой книги она и потеряла). На самом деле ей повезло, что у нее сильный характер с хорошей долей пофигизма. То, что она пыталась накалывать начальницу на хрустящий доллар, пыталась сопротивляться и все равно проявляла свой характер не к месту говорит как ей в плюс, так и в минус. На самом деле выдержать такой марафон может только либо совершенно влюбленный в эту работу и в своего начальника маньяк, либо остро нуждающийся в ней человек. Энди не является ни тем, ни другим. Она просто отсчитывает дни до окончание годичного срока, который как испытательный для любой другой работы.
На самом деле не было удивительно, что у нее разладилось с личной жизнью и очень сильно сократились часы, проведенные с семьей, но она не могла не заметить, что её лучшая подруга съезжает с катушек и спивается! Вот этой слепоты, которую можно было бы списать на усталость и полный пофигизм к происходящему, я не могу ей простить. Она все видела, но все равно называла это - "она выпивает, как и мы все". Что за ерунда такая?! Подружка таскает в свою постель кого попало, напивается до рвоты, сама не помнит где и что она делала... разве это можно назвать нормальным? Нет. Алекс это понимает, а у Энди словно шоры на глазах. И под конец до меня дошло: она просто не хочет снимать эти шоры, не хочет опускать на свои плечи еще и эту проблему, потому что тогда у нее просто слетят нервы, сорвет крышу и она банально ударится в историку или пошлет всех в пешее эротическое путешествие. Что в конечном итоге и случилось.
Сама Энди мне иногда казалась странной девочкой. С непомерно заниженной самооценкой, хотя все и каждый говорят ей, что она красива. Она и не зациклена и зациклена на своей внешности, но это вполне объяснимо местом, в котором она работает (о чем и пишет автор). Она отрицательно относится к тому, с чем ей приходится работать, настырно 3 месяца потратив на борьбу с навязываемым ей стилем одежды, присущим для их офиса. Зачем? В этом случае это не проявление какого-то характера, а дурость. Если уж из тебя делают внешне марионетку, так пусть делают такую, чтобы всем было завидно. А вот изменишься ли ты изнутри - это уже твоя тяжелая работа. В конечном итоге Энди же не так уж сильно и изменилась, иначе из нее вполне бы получилась вторая Эмили, пусть и не такая восхищенная личностью Миранды, но купленная за яркие тряпки и места, где можно побывать. Если бы для Энди именно это было важно или хоть на какую-то йоту важнее более человеческих аспектов как семья и друзья, она бы не ушла от Миранды.
Мне показалось, что финальный аккорд её работы на Миранду получился очень ярким. На самом деле. Она не слила все свои старания в унитаз, она просто сбросила с себя рабское ярмо и сказала своей начальнице то, что думает. Это сразу же априори лишало её работы, но даже у человека, настроенного вытерпеть все ради своего будущего хотя бы из упрямства, есть предел терпения. Миранда своим разговором "по душам" и произошедшая с Лили авария стали последней каплей и в без того заполнившемся тазике, который и излился четким посылом к черту. Да еще и этот немного язвительный последний выверт, когда она словно показала со стороны Миранде, как она общается с людьми. Впрочем, Миранда и так это знает, но когда ты видишь себя со стороны, пусть твоя "копия" и не столь дьявольски убедительна, это выводит из себя. Тем более, что это прямое и наглое унижение её персоны собственным секретарем, в сущности девочкой на побегушках в ярких тряпках и макияже, на виду у всей модной тусовки. Продолжение, то есть последняя глава, меня даже как-то уже не интересовала, но я дочитала, чтобы убедиться, что Энди сменила новая старательная помощница, а Энди все же не зря горбатилась 10,5 месяцев на Миранду Пристли.
Хорошая книга, прочитала за 2 вечера. Слог неплохой, вернее построение предложений, так как слог принадлежит явно переводчику и редактуре. Чисто американский стиль. От бесчисленного перечисления модных брэндов и всех этих сумочек/юбочек/ремней к середине книги хотелось убить всех этих модных товарищей, которых расплодилось несчетное количество. Некоторые моменты казались очень поучительными для юных девочек, которые мечтают о том, что мир (не обязательно модный) ляжет у их стройных ножек, сразу же предложит им работу их жизни и принца на белом коне. В сущности книга девочковая, может быть даже на один раз, но читать не противно и иногда даже интересно, хотя зачастую отдает бредятиной. И все же... у нас на российских просторах таких руководителей тоже хватает, и стоит быть готовыми к тому, что за свой шанс придется платить сверхурочными, своими нервами и человеческими отношениями.P.S. Все же мельком глянула экранизацию ради пары моментов и разочарованно вздохнула, когда режиссеры бодренько слили самый яркий по мне момент - расставание Энди и Миранды. Не получилось показать характер девушки именно таким, каким его показала автор книги. Фильм хороший, но многие моменты были опущены или переписаны зря. И многие детали поведения персонажей иные, потеряна атмосфера книги, совершенно не раскрыто то, что угнетало Энди и заставило её покинуть это место - унизительность её положения и всего персонала, та атмосфера страха и угнетения террором Миранды Пристли. Да и сама Миранда уж слишком лапочка по сравнению с оригиналом. Фильм красивый и по мотивам.
5145